Найдите работу или работника поблизости
6396

Объективно лучший

Что необходимо ребенку для формирования правильной самооценки?

можно ли объективно оценивать собственного ребенка?«Я плохая мать, отдала ребенка няне!», - наверное, такие мысли в какой-то момент мелькали у многих из нас. Будучи современной мамой я вроде бы знаю, что для моих детей важно мое гармоничное состояние, что бы мне для этого ни понадобилось: работа в офисе или курсы китайского, куда я точно не смогу взять малышей с собой. И несмотря на то, что сейчас написано множество книг и статей о том, что нанимать няню – это нормально и правильно, и вообще огромная помощь, которая часто позволяет сохранить мир в семье, не злиться на ребенка и выплачивать ипотеку — все равно в момент усталости и слабости в голову иногда лезут деструктивные мысли.

Доброжелательное окружение формирует у ребенка образ мира

«Привет» от психологов: в действительности ребенку для правильного осознания себя нужна не только мама, и не только родители (они, конечно же, нужнее всего), и даже бабушек и дедушек не всегда достаточно (хотя если правильно выстроить с ними границы, то помощь старшего поколения бывает очень полезной). Оказывается, для того, чтобы у ребенка сформировалась адекватная самооценка, ему нужны и другие доброжелательно настроенные к нему взрослые люди, не входящие в круг родственников. Ведь, с точки зрения психологов, родственники — это одна система со своими координатами. Ребенку нужно учиться выстраивать отношения с миром, а мир гораздо шире семейного круга...  

В традиционном обществе о ребенке заботились «всем миром»

Жан Ледлофф в книге «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности» описывает обычаи южноамериканских индейцев и особое влияние уделяет естественному вхождению ребенка в общество. Происходило это таким образом: поскольку рождение детей никак не влияло на включенность матери в общественную жизнь (то есть она также продолжала работать, просто брала везде с собой младенца), и постепенно, по мере своей зрелости, ребенок сам включался в общественную жизнь — начинал играть со сверстниками, помогать по хозяйству и т. д. Он начинал играть сам, и если по близости вдруг не было его родителей, но при этом он почему-то нуждался в помощи, то он получал поддержку от других взрослых. Таким образом, малыш узнавал, что в большом мире можно получить поддержку другого взрослого, не только от мамы. 

Интересно, что похожий подход, помогающий ребенку гармонично влиться в общественную жизнь, описывают и другие известные авторы, популяризаторы теории привязанности Гордон Ньюфелд и Габор Матэ. Они описывают способ гармоничной, на их взгляд, передачи ребенка в заботливые руки другого взрослого, который автор лично наблюдал в одной из французских провинций. Они даже назвали этот подход «деревней привязанностей», когда подрастающий ребенок постепенно учится взаимодействовать и получать поддержку не только от родственников, но и от других взрослых.

Тест «Насколько объективно вы оцениваете своего ребенка?»

Разумеется, все это не означает, что малыша можно смело доверять незнакомым людям! Однако стоит поразмыслить вот над чем. Ребенку полезно проводить время с няней не только потому что это дает возможность родителям зарабатывать деньги, но еще и потому, что правильно выбранная няня будет формировать у малыша образ безопасного мира, где есть не только мама и папа, но и другие взрослые, с которыми нужно уметь общаться. договариваться и выстраивать отношения. Для пущей наглядности, предлагаю пройти любопытный тест.

Возьмите игрушку вашего ребенка, желательно куклу или мягкую игрушку – словом ту, которую можно одушевить, играть в нее, как в живую. Возьмите лист бумаги, ручку и опишите свойства этой игрушки. Например: это зайчик серо-коричневого цвета, который куда-то быстро бежит, у него маленькие глаза, которые с трудом видно из-за шерстки... Желательно, чтобы в списке было не менее десяти разных свойств.

Готово? А теперь давайте проверим, насколько объективно вы оцениваете то, что видите. То есть, «игрушка 20 сантиметров розового цвета в красном платье» — это объективная оценка, а «маленький гномик со странным прищуром, похожий на свекра, который его подарил» - необъективная.

Результаты теста

А теперь подсчитайте, какая доля в вашем списке объективных качеств и какая — необъективных. Как сказал психолог на тренинге по подготовке к ответственному родительству, где я проходила этот тест, с большой вероятностью также мы и оцениваем своего ребенка.

Если в вашем списке больше «объективных» качеств — что же, вероятно, вы вполне адекватно оцениваете сильные и слабые стороны своего чада, но, возможно, в этом случае ему иногда нужно побыть в обществе человека с большей фантазией? Научиться у него художественному восприятию мира?

Если в вашем описании игрушки превалируют субъективные качества, это очень хорошо, значит, и своего ребенка вы оцениваете так же страстно. Конечно, вы его мама, и он нуждается именно в вас с вашими оценками. Но, может быть, для формирования адекватной самооценки и более реалистичного образа мира ему также полезно общение с дружественно настроенным человеком, у которого немного иная система координат?

Наталья Демьянова


Поделиться с друзьями: 

Напишите нам