Найдите работу или работника поблизости
35198

Как не задавить в ребенке творческие способности?

хорошенькая девочка Приходилось ли вам наблюдать как дети своими репликами, действиями нейтрализуют неправильное поведение родителей? Оказывается, ребенок бывает более развитым по сравнению с мамой и папой. Судите сами.

Кого ты больше любишь?

Еду в поезде из Сочи. У меня боковое место. Спину прихватило так, что еле ворочаюсь. Поэтому постоянно сплю. Но сквозь сон слышу, как молодые мама и папа со своей маленькой дочкой Светой разговаривают. Ужасно. Но сил нет встревать. А надо бы. Вот отдельные реплики по отношению к дочке:

- Отвянь. - Пошла вон. - Сейчас у меня получишь. - А ну, заткнись…

И это все по поводу того, что Света пыталась их вовлечь в игру.

Но меня вытолкнуло из постели боковушки не это, а то, как Светлана добивалась своего.

Она умело отбивала грубость родителей своим нежным воркованием:

- А большие на маленьких не должны кричать. - Это нечестно. - А не заткнусь…

Потом ее в наказание пересаживали на верхнюю полку, и она начинала играть с бежевым плюшевым мишкой, приговаривая:

- Ты реально мой братик, - чмок в щечку. - Ты у меня такой добрый, - опять чмок в щечку. Громко обращается к родителям, которые хотят полежать и помолчать.

- Мама, папа, а для вас это реальный сыночек. Ну-ка, мам, достань мне желтые салфеточки, они будут как носочки у моего братика.

Вижу, мама достала две желтые салфеточки и сделала из них мишке на двух лапах носочки. Потом включился папа и предложил маме поиграть в морской бой. Пока играли, Света тоже включилась и стала повторять за мамой : Е- 6. А - 5.

Задает вопрос папе:

–  Папа, ты кого больше любишь меня или маму?

- Конечно тебя, - отвечает папа.

- Тогда я буду играть с тобой, - и переходит на сторону папы, повторять его коды.

Игротерапия

Я уже смеюсь, не обращая внимания на боль. Настолько удивительно для меня поведение Светланы.

- Давайте, теперь в мою игру поиграем! Игра называется: двадцать певцов.

И Света объясняет:

– Нужно в столбик написать имена певцов…

Реплика папы:

- А певиц можно?

- Можно, - поясняет девочка.

Реплика мамы:

- Света, мы с папой писать умеем, а ты как будешь писать?

Светик невозмутимо и ясно объясняет:

- Я буду писать по-своему.

- Хорошо, сомневается мама, - а как же ты потом прочитаешь?

- По-своему и прочитаю. Не мешай. Давайте играть, - командует дочь.

Первый предлагает папа:

– Алсу.

- А это кто такая, - удивляется Светланка.

- Мам, ну-ка, напой что-нибудь.

Мама тихо напевает:

- Иногда я жду тебя, иногда…

- Вера Брежнева, - говорит Света и напевает:

- «Знаю пароль, я вижу ориентир. Я знаю, это спасёт мир».

Я уже целиком во власти чар этой маленькой девочки. Поднимаюсь, чувствую, пока смеялась, боль разблокировалась. С большей подвижностью даже смогла поставить столик и сесть!

Здесь игру остановила Света, сказав:

– Хватит, теперь давайте играть в буквы.

- Раздала маме, папе, себе три листочка и три фломастера. Началась новая игра.

Папа с мамой запутались от сменяющихся правил дочки. Но меня игра заинтересовала многовариативным толкованием этой смышленой девочки. Сначала она предложила каждому написать двадцать букв. Потом поменяла правила и предложила по очереди писать. Потом, чтобы каждый проговаривал букву. У мамы с папой не хватило терпения, и они перестали играть и улеглись на свои полки, заявив:

– Все! Ты нам надоела.

Света у меня в гостях

А у меня закончилось терпение пассивно наблюдать. Я предложила Светику пойти ко мне "в гости" и научить меня играть в «Двадцать певцов».

- Позвольте, мама и папа, пригласить вашу дочку ко мне в гости. Я изучаю игротерапию. Мне интересны игры не хрестоматийные для детского сада или народные, а игры, которые сочиняют сами дети. Я хотела бы потом в эти игры, которые здесь Светочка придумывала,  со своим внуком и другими детьми играть. Они тоже умеют сочинять необыкновенные игры. А чтобы вам не было, скучно, могу предложить почитать мои новеллы, - и показываю книжечку, которую издала.

От книжки родители отказались. А Светлану к моему месту отпустили. Мы с ней здорово проиграли игры, которые я наблюдала. Усовершенствовали игру с буквами. Потом я предложила игры, в которые мы играли с другими детьми. Наступило волшебное торжество детства и задушевного покоя ребенка. Родители наблюдали за нашим игровым поведением.

В ходе игры мне пришлось их мягко включить в наше общение, задавая вопросы о ребенке. Оказалось Светлане всего 5 лет и 7 месяцев. Она ходит в детский сад, но часто болеет. Действительно, и ночью, и в течение дня девочка постоянна кашляла. Но это был не астматический кашель или долгий затяжной, а быстро проходящий. Родители поочередно похлопывали её по спине. Причем, как я заметила, кашель возникал, когда Света заминалась. Она не могла подобрать слова на грубые реплики родителей, к ней обращенные. Пока мы играли в разные игры с их дочкой, пока непосредственно с ней беседовали (а это было достаточное длительное время, около двух часов), она ни разу не кашлянула. Наоборот, голос приобрел тембральную окраску.

Родители, несмотря на кажущуюся отстраненность, все ж участвовали в нашем с ней общении, останавливая убыстряющуюся речь дочки:

- Света, говори внятно!

Меня это очень устраивало. Слышу, мама набрала телефон (думаю, что бабушки), и очень тихо с энтузиазмом говорит:

- Ты представляешь, Светик так играет с женщиной! Она какой-то специалист по детским садам.

Света громко и уверенно поправляет:

- Скажи бабушке, что эта тетя - психолог…  

Стоит ли учить родителей?

Наша игротерапия продолжается своим чередом. В голове неустанно прокручивается мысль о том, что надо родителям сказать о том, что так с ребенком, как у них принято, нельзя разговаривать. Но как, в какой форме это сделать, еще не придумала. Скоро их остановка. Родители стали собирать вещи. Дочь посадили на верхнюю полку. В знак нашего знакомства с этой удивительной девочкой я подписала автограф и подарила ей свою книжечку со стихотерапией «Путешествие к самости». Она создалась под впечатлением моего путешествия на остров Бали. Это были короткие стихотворения. На каждой страничке был нарисован цветок балийской магнолии, который можно раскрашивать. С этим пожеланием о раскрашивании я и преподнесла свой подарок.

К моему удивлению, Светик открыла первую страницу… и зазвучали детские экспромтные стихотворения, да так громко, выразительно, что дети с соседних мест плацкарта подошли послушать. Это был непрерывающийся каскад детской импровизации! В растерянности от такого полнозвучия, я только успевала слушать. Записывать было некогда. Только успела сказать родителям о том, что в подаренной книжечке есть мой электронный адрес. Пояснила, что,  если будут такие вот «приступы творческих озарений», можно на диктофон записать и мне прислать. А я включу ее творения в свои публикации.

Попробую изложить что-то по памяти: «Штырь-мама, штырь-папа, штырь-дочка, а где же штырь-сыночек?» Или «Полнолуние, о полнолуние, что такая лунная, глупая, что ли?»

И далее целая серия под эту рифму. «Кошечка, котенок,… «Ах, ты мой ребенок, кошечка лакала, миску облизала и котеночку давала, да ласкала, да ласкала».

Минут сорок это детское звучание внимательно слушали пассажиры близлежащих купе. Это была творческая пауза для всех. Но главное - для проявления голоса Светы. А тут родные окраины замелькали. Чемоданы собраны. Сели на дорожку. Обсудила с родителями о стихотворном творчестве дочки:

- «Да мы сами в первый раз это слышали»

-  Вы обратили внимание на то, как долго мы со Светой играли тихо? А заметили, как потом в течение сорока минут она громко без страха сочиняла свои экспромты и кашля у нее не было?  

Взрослым на заметку

Знаете почему Света перестала кашлять? Да потому, что ей не надо было спешить искать слова-«защиты» от родительских нападок. А ей от них немало за поездку досталось.

Есть такая наука «психосоматика». С точки зрения первичности эмоциональных процессов в заболеваниях, верхние дыхательные пути угнетаются и заболевают от того, что родители ребенка не дают ему выговариваться. Носовые пазухи воспалятся, когда ребенка часто обижают. От обиды он начинает излишне шмыгать носом, вызывая слизь обиды. Так через сопли ослабляется дыхательный тонус и возникают остро-распираторные заболевания.

При горловых инфекция вестником являются не выкрикнутые слова ребенка протеста из-за неправильного отношения со стороны взрослых (родителей, воспитателя, учителя, няни).

При бронхиальной астме – вестниками являются, как показывают в своей статистике врачи-психосамтики, глубокая обида на мать, которая все делает за ребенка, говорит, мыслит, решает. А хронический бронхит, или плохо залеченный, образуется от тайного желания ребенка поменять кого-нибудь из родителей.

Я лично заметила схожую закономерность, когда работала детским психологом в  сочинской поликлиннике. У детей, с которыми родители приходили ко мне на прием, был кашель, подкашливание, оказывалось, что это были дети, к которым родители часто применяли наказания и обрывали резко их действия, в том числе игровые. Почему? Потому, что: то в гости надо идти, то есть пора, то в магазин нужно собираться то… и так далее. То есть, родители не могут доигрывать с ребенком его детские переживания. Вместо этого используют резкий, грубый обрыв, от которого малышу становится очень обидно. Но защитить свой детский интерес он еще не умеет и слов нужных не знает. Сбивается дыхание от такого реактивного состояния и переходит либо в шмыгание, либо подкашливание. Шмыгание создает ослабленную дыхательную среду для внедрения инфекционных возбудителей. Подкашливание создает ослабленную мускулатуру дыхательных мышц, провоцирующую рефлексию поверхностного дыхания. В то время, что когда ребенок погружен в свое гармоничное состояние, как и взрослый, он дышит глубоко и свободно. Мысли и чувствования совпадают».

Надо отдать должное, молодые родители меня внимательно выслушали. Высказали желание иногда по скайпу со мной общаться, советоваться. Я приветствовала их намерение. На этом мы и попрощались.

Подсказки молодым родителям

  • Не разговаривайте с детьми грубо или панибратски!
  • Быть может, влияния детского сада или школы недостаточно для формирования речи ребенка? Речь родителей обязательно должна быть также педагогична.
  • В дорогу вместе с ребенком нужно готовиться особым образом. Лучше заранее продумать способы преодоления естественной скуки у ребенка.
  • Научитесь подбадривать и благодарить ребенка за его инициативы.
  • Не думайте, что ребенок обязан вас в дороге развлекать или смешить. Это формирует у него неверный образ самого себя.

 

Любовь Богомолова


Поделиться с друзьями: 

Напишите нам