Найдите работу или работника поблизости
6814

Родительские роли в современных мультфильмах

чему учат современные мультфильмы?Зачем нужны мультфильмы? Как минимум, для того, чтобы уставшая мама могла сделать что-то полезное по хозяйству или просто для себя, пока малышня притихла у экрана. Некоторые дети в сложные для всех периоды развития вообще не отпускают маму от себя. Никуда, даже в туалет. Не говоря уже о таких непростых манипуляциях, как, например, покрасить волосы или сделать макияж – с ребенком на руках это не всегда возможно! Но и, в конце концов, иногда мама нуждается в том, чтобы одной посидеть в тишине за чашечкой кофе и полистать книжку или помедитировать – каждой из нас для отдыха нужно что-то свое. Но ведь мы все равно не можем перестать испытывать вину за то, что ставим детям мультики – поэтому нам хочется, чтобы они не только развлекали, но и развивали, чтобы приносили хоть какую-то пользу нашим детям.

Поэтому важно обращать внимание на те ценности, которые в мультиках пропагандируются прямо или косвенно.

Предлагаю рассмотреть варианты детско-родительских отношений, которые показаны в нескольких популярных мультсериалах.

«Лунтик»

Один из самых популярных среди современных детей мультик. Но родителей там нет вообще. Главный герой – неизвестное, но очень доброжелательное существо Лунтик родился когда-то на Луне, а потом «попал на землю, где встретил новых друзей». Его друзья – это, в основном, насекомые: кузнечик Кузя, божья коровка Мила, Пчеленок. А живет он у своих приемных бабушки и дедушки, которые и осуществляют над ним основные родительские функции: воспитывают, заботятся, учат находить выходы из сложных ситуаций в отношениях с другими «детьми». Если сравнивать сюжет мультика с нашим собственным детским опытом, то на ум приходит такая аналогия – как будто бы Лунтик проводит лето с бабушкой и дедушкой в деревне. Там есть такие же городские дети, как он (например, его лучший друг Кузя), а есть и местные - конфликтные и агрессивные гусеницы, вокруг провокационных действий которых и вертится сюжет. Собственно, главное, чему бабушка и дедушка учат Лунтика – создавать отношения с этим проблемными гусеницами, с одной стороны, на основании этических норм, но, с другой стороны, уметь и выстраивать с ними границы. Между прочим, это очень полезное и важное умение в современном мире. В результате, гусеницы удачно встраиваются в развлечения детей из «городских» семей: играют с ними в спектаклях, участвуют в конкурсах танцев и т. д.

У самих гусениц в мультике родителей нет, или же они совершенно не включены в их жизнь. Роль доброжелательно настроенных взрослых, в основном, играют разные пожилые соседи Лунтика, а если у кого-то из его окружения и есть родители, то образ их достаточно противоречивый: многодетные Жучки, которые постоянно просят Лунтика и его друзей присмотреть за их детьми, или же строгая мама Пчеленка, которая работает учительницей и постоянно заставляет сына помогать по хозяйству.

«Маша и медведь»

У Маши, как и у Лунтика, тоже нет родителей как таковых. Окружают ее одни звери. Хорошо еще, что Мишка, который исполняет основную родительскую функцию, предоставляет Маше кров и в сложных ситуациях помощь, сильнее других зверей, что, во всяком случае, делает его взрослым, на которого хоть как-то можно опереться. Но, судя по всему, этого недостаточно, потому что Маша, предоставленная самой себе, в основном исследует мир, находясь в неспокойном настроении, которое, как отмечали некоторые опрошенные родители, передается и детям-зрителям этого мультика. То есть после него дети тоже начинают вести себя, как Маша: бегать, крушить дом, приставать к домашним питомцам и т. д.

Мишка обычно пытается заняться какими-то своими взрослыми делами: сходить на рыбалку, посмотреть футбол. Сюжет часто строится вокруг того, что Маша ему мешает, попадает в какие-то неприятности (чтобы привлечь его родительское внимание и получить поддержку). Создается впечатление, что есть некий конфликт между гиперактивным ребенком и родителем, который в этих сложных условиях ищет редкие возможности для своих личных дел.

«Свинка Пеппа»

Этот мультик очень нравится многим современным детям, потому что, в отличие от двух предыдущих, он демонстрирует «идеальную» модель семьи, принадлежащей к среднему классу, где есть и мама, и папа, и двое детей – девочка и мальчик. Бабушка и дедушка живут неподалеку и по-своему участвуют в жизни внуков.

Возможно, это потому, что мультик-то иностранный, и где-то там такие семьи существуют: настроенные на благополучие детей родители, которые во всех относительно сложных для своего ребенка ситуациях готовы прийти на помощь, утешить и объяснить, как устроен мир. Так что некоторая ненавязчивая познавательность тут тоже есть: к примеру, говорится о том, что для того, чтобы играть в луже, нужно надеть резиновые сапоги и т. д.

В разных сериях затрагиваются те ситуации, с которыми сталкивается современный ребенок, в том числе, российский: первый раз в детский сад, налаживание отношений с младшим братом, выпадение первого молочного зуба и прочее.

Кроме того, дети ходят на экскурсию на папину работу, ездят с дедушкой на его моторной лодке, устраивают благотворительную ярмарку в детском саду – в общем, живут благополучной жизнью. Но в мультике ощущается и некая скрытая ирония его создателей – ведь родители свинки Пеппы – только родители, у них как будто бы нет другой задачи в жизни, кроме того чтоб изображать такую идеальную буржуазную семью. У них нет никаких отношений между собой, и очевидно, что в их семейной системе главные дети. К примеру, Пеппа постоянно нарушает границы, смеясь над толстым животом своего папы, в русском переводе – Свина. Так что это мультик вовсе не так-то прост, как кажется на первый взгляд.

Если обобщить, получается, что мультсериалы отражают некоторые тенденции современного родительства. Ребенок, отданный на воспитание бабушке и дедушке, которые в лучших советских традициях учат его, что такое хорошо и что такое плохо (Лунтик); свободный ребенок, которого демократичные родители не хотят ни в чем ограничивать и поэтому страдают от его выходок (Маша); и наконец, идеальная семья среднего класса, где все вертится вокруг детей, но при этом родители как отдельные личности со своими потребностями исчезают (свинка Пеппа).

Наталья Демьянова


Поделиться с друзьями: 

Напишите нам