Особо сложные клиенты: выносить невыносимое

Когда вам приходится столкнуться с серьезным заболеванием или немощью кого-то из родственников, чаще всего встает вопрос о сиделке. Но принять решение, что сиделка действительно необходима, – это только начало, вскоре вы можете столкнуться еще и с тем, что сиделки не справляются, уходят, некоторых выгоняет сам больной, некоторые сами исчезают, и вам приходится искать снова. Тут могут появляться разные эмоции: и гнев, и раздражение, и отчаяние, и стыд. Но вне зависимости от того, повезло или не повезло вам с сиделкой, некоторые вещи стоит просто принять.

К чему нужно быть готовыми?

  • К тому, что больной может начать обвинять сиделку в том, чего она не делала. И это могут быть действительно серьезные обвинения.

    Ворчание, капризы и претензии, как правило, переносятся персоналом спокойно, но вот обвинения в кражах и побоях далеко не каждая работница выдержит. Во-первых, сиделка может испугаться, что вы поверите больному родственнику и ее ждут унизительные разбирательства, увольнение, негативные отзывы и т. д. Во-вторых, даже если сиделка понимает, что ей ничего не грозит, что ложные обвинения воспринимаются вами как побочный эффект болезни (к примеру, если пациент страдает деменцией), это все равно может давить на психику и снижать рабочую мотивацию. В таких случаях бывает полезно установить камеры, причем работники часто рады этому обстоятельству - оно спасает от напраслины.

    «В какой-то момент наша семья даже привыкла, что от дедушки сиделки сбегают каждые две недели, - рассказывает Наталья. - Стандартная схема повторялась раз за разом: примерно неделя уходила на поиск новой «жертвы», две недели дед уверял, что она его морит голодом и избивает (камера не фиксировала ничего подобного), а потом бедняжка увольнялась, и нам приходилось возвращаться к поискам. Сначала мы ужасно переживали, а потом смирились, не обвиняя ни малодушных сиделок, ни деда».

  • К тому, что сиделка не будет испытывать нежных чувств и привязанности к подопечному.

    Это ваш близкий и родной человек и, конечно, вам бы хотелось, чтобы за ним ухаживали любящие руки, чтобы вся работа проделывалась с теплом и искренней заботой. Это естественно. Но для сиделки это просто работа. Она может и должна быть вежливой, терпеливой, тактичной, чуткой, но не имеет смысла ждать и, тем более, требовать от нее проявления каких-то особенных чувств. Иногда мы сами понимаем, что требуем невозможного, но продолжаем требовать, раздражаемся, отчаиваемся. Все дело в том, что ситуация серьезной болезни и немощи близкого человека делает нас беспомощными как никогда, мы начинаем остро ощущать, что есть вещи, которые совершенно нам неподвластны, и от этого больно. Отсюда нередко идет желание обвинить кого-то другого, да вот хотя бы сиделку – все из-за того, что она недостаточно трепетно относится к бедному дедушке… Но на самом деле, тут велик риск замучить придирками и недовольством хорошего работника. Просто поймите, что искренне и преданно любить – это не ее задача, требовать от нее этого просто неразумно.

  • К тому, что вам иногда, возможно, будет стыдно за поведение близкого человека.

    Пожилой больной может измениться до неузнаваемости и внешне и внутренне, но вы-то помните его в здоровом состоянии, а сиделка видит – только таким. Прежде добродушный и тактичный человек может стать сварливым, крикливым, плаксивым, ноющим и агрессивным. Да что там, он может быть буйным и вообще невыносимым.

    Моя бабушка, которая всю жизнь терпеть не может привлекать к себе внимание и только и делает что за всеми ухаживает, на время болезни превратилась в капризного младенца, который каждые пять минут громко требовал к себе внимания.

    Но все это побочные эффекты серьезного заболевания. Стоит помнить, что это нормальная практика: так случается не только с вашим близким, это со многими так. Поэтому не нужно беспокоиться о том, как все это воспримет сиделка. Профессиональная сиделка в курсе, что выносить невыносимое – неотъемлемая часть ее работы.

  • К тому, что по-настоящему хорошая сиделка может быть неидеальной.

    Например, за тот год, когда моей бабушке было очень плохо, и она совсем не могла вставать с постели и себя обслуживать, мы поменяли несколько сиделок, и та, что буквально поставила бабушку на ноги, во многом не вписывалась в стандарты идеального работника: она курила, была прямолинейна и порой даже грубовата, не отличалась грамотной речью. Однако ее сила духа и какая-то особая, почти животная жизнерадостность вкупе с золотыми руками вселили в бабушку веру в себя и желание поправиться (вскоре уже и сиделка не понадобилась, бабушка реально почувствовала себя намного лучше).

    Мария Иванникова


Похожие статьи