Найдите работу или работника поблизости
27886

Диалоги по дороге: ребенок учится общаться

счастливый малыш в ромашках

О причинах плача

- Почему ребенок плачет? – задал мне вопрос Максимка, когда мы гуляли по лесу. Ему уже исполнилось четыре года.

Разъяснила: - Потому, что, наверное, не хочет идти ножками, хочет, чтобы девочку на ручках папа нес. Должно быть, устала дочка.

Потом, гуляя по лесу, слышим  другого плачущего ребенка. - А этот почему, Любочка, ребенок плачет?

Слышу, из коляски плач доносится: - Наверное, этот ребенок устал лежать в коляске и хочет, чтобы его из коляски вынули.

Выходим из лесу, идет семья с двумя детьми. Старший мальчик, лет пяти, плачет. Остановился на дороге и просто рыдает.

- А этот мальчик чего плачет так громко? – Наверное, не хочет из лесу уходить, хочет еще в лесу побыть. – Погоди-ка Любочка, а почему дети так часто плачут? - удивил своим философским обобщением меня ребенок.

Оставшуюся дорогу читала ребенку «мини-лекцию» о возможных причинах плача у детей. Слушал очень внимательно. О чем я ему по дороге из леса рассказывала?

Попутный диалог

Ты же знаешь, Максим, дети долго не умеют разговаривать. Вот у тебя есть сестренка Наталья. Она еще маленькая, ей еще и года нет. Так?

– Так, - подтверждает малыш.

А кто из вас чаще плачет ты, или она?

– Наталья, - не задумываясь, отвечает он.

- И что тогда происходит с мамой и папой?

- Они ей мои игрушки дают, - вспоминает Максим.

– А еще что происходит?

– Мама её на ручки берёт.

– Хорошо, а когда гулять идёте?

– Она всегда плачет, одеваться не хочет.

– А когда гуляете вместе?

– Она спит, - так закончил мою вопросительную часть Максимка.

Маленькие дети не умеют разговаривать, они плачем пытаются выразить свои желания, потребности. Это, во-первых. Во-вторых, позвать, таким образом, на помощь взрослого. В-третьих, почувствовать свое тело, которое им подчиняется при разных видах плача. Кстати, а ты сам-то как умеешь плакать?

Максимка задумался и ответил:

- Я же не плачу, я же слушаю.

- Ладно, вот и родители так учатся слушать своего ребенка, чтобы ему помогать. Но жаль, что иногда на детский плач они сердятся и даже обижаются на ребенка. Хотя, правда, некоторые ловкие дети, плача заставляют делать родителя то, что и не нужно делать. Например, ругать ребенка, как того, мальчика, который не хотел из леса уходить. Видно, просил еще чуть-чуть погулять.

Жалко, что не всегда хватает время заниматься родителям с ребенком, даже с тобой или с твоей сестренкой. Вот и приходиться няню приглашать, завершаю свое рассуждение.

- Любочка, ты со мной гуляешь. А  Наталье няня нужна, она мне мешает дома мультики смотреть, - по-своему закрыл тему Максимка.

Няня Любовь Богомолова советует:

  • Очень важно стимулировать у ребенка развитие вопросительной и других видов речи. Раньше я как педагог думала, что речь важно формировать при развитии навыков чтения и математического мышления, то есть с 6 лет. А вот, оказалось, четырехлетний ребенок думает иначе и пользуется свободно разными видами речи.
  • Няням нужно уметь демонстрировать «театр» речи, не стесняться ее наивности и первозданности в общении с ребенком.  А в представленных случаях, Максимка четырехлетний проявил свой уровень философского обобщения (почему дети плачут?), контактно-психологического (ушел от ответа на вопрос «сам-то как умеешь плакать?), социализированного (на пяти видах работаю), социально-значимого (ребята, сюда игрушки ставьте).
  • Кроме этих видов обобщений речь ребенка может свободно преображаться через  придуманные им самим обороты речи: к примеру, от имени персонажа «покупатель». А это уже роль социальная. Значит, и речь начинает социализированная развиваться.
  • Обращать внимание на то, как ребенок по-своему использует диалоги.

Играем в порядок

Пришли на детскую площадку. А там столько всего разбросано: машинок, песочных формочек, резиновых игрушек. Предлагаю Максимке для начала автопарк собрать, под  крышей детской горки все машинки поставить.

Стал он их собирать. На горке стоял другой мальчик. Решила с ним познакомиться: - Как тебя зовут, мальчик? – Артем, - сказал за него папа.

- Привет, - говорит Максим и подходит к мальчику. - Меня зовут Макс. А я знаю, тебя зовут Артем. Поможешь мне машинки собирать?

Артем кивает и спускается с горки по лесенке. Собрали. По очереди покатались на шагающей машине (есть такие большие пластмассовые машинки, на которые маленькие дети садятся и ногами «едут»). Тут папа Артема, тоже детям помогавший, предложил Артему в магазин сходить и что-нибудь ему купить. Они ушли.

- Любочка, (думаю оттого он чисто проговаривал многие слова, что суффикс «чка» подтренировал его во многих  произношениях) давай тогда и все формочки соберем, а то ребята все разбросали.

Стали собирать и на площадку, откуда с горки пластмассовой скатываются дети, складывать: лопатки с лопатками, совочки с совочками и т. д. Все собрали. Сама разложила по рядам.

Максим предложил в магазин поиграть: он будет приходить и покупать то, что ему надо. Интересное предложение, отметила для себя. В такую игру мы еще не играли. Вот он ко мне и обращается:

- Скажите, а сколько стоят эти грабли маленькие? - Я ему отвечаю, что по два рубля каждая. - Тогда мне продайте вот эти три, - показывает он на разные грабельки.    - А деньги у тебя есть? – Есть, - и понарошку из кармана их вынимает. - Тебе со сдачей или без сдачи? – Без сдачи. - Тогда давай шесть рублей. – Дал воображаемым жестом. Взял грабельки и пошел играть: песок со скамеечек счищать.

- Послушайте, мальчик, я думаю, лопаткой будет гораздо удобнее лавочку очищать от песка, - обращаюсь голосом продавца к Максиму. – А у меня больше денежек нет, - отвечает. – Тогда я могу вам по бартеру обменять, - предлагаю ему. Он смотрит на меня удивленно. Слово-то новое. – А как? – Ты мне возвращаешь три не сломанные грабельки, а я тебе взамен даю одну лопатку, но очень крепкую.

Обменялись.

Почистил от песка скамеечку, полочки у песочницы. Подходит к «магазину», около которого я тут же рядом стою, и довольный  говорит:  - Сколько стоит эта и эта черепашка?

 

Были такие резиновые нарядные игрушки нами подобраны в песочнице.

– Простите,  но  у  вас, мальчик, нет больше денежек. – Возвращаю ему его ответ.

Максим смело вдруг заявляет:

- Есть. У меня сейчас много уже денег. - Это  где ты их нашел? – удивляюсь я.

- А я на пяти работах уже работаю, - восклицает. – Это, на каких таких пяти? А-а.., на клубничной, - размышляю вслух, - наверное, клубнику  бабушке собирать помогаешь,- включаю свое воображение. - Ага. - Раз, а вторая? – На малиновой работе. – Это ты, наверное, малину помогал собирать бабушке? - Ага. – Два. – На грибной.- Это ты папе помогал грибы собирать? – Да. -  Три. – Еще я дрова собирал. – А, это ты с дядей, наверное, в лесу на тележку клал, и катили с ним. – Ага. – Четыре. А пятая, какая у тебя  работа? – Гостям  готовил  угощения,  забыла, что ли? (есть у нас с ним такая игра дома. Из воды, в детской посуде,  чего он только не готовит понарошку) – Ну, тогда  мне  ясно, откуда у тебя столько денег, - одобрительно соглашаюсь с ним я.

- Так, надоело в магазин играть, - прервал мои обобщения Максимка.

- Давай все игрушки вниз поставим. Может, ребята увидят, какой я порядок навел, будут также игрушки на место складывать.

Перенесли все песочные игрушки в одну из песочниц. Поставили по деревянным полочкам. Тут Максим и говорит:- Любочка, давай так: морские игрушки с морскими, копательные с копательными, животные (формочки для песка) с животными.

Взял все и по сказанной системе поставил. Осталась резиновая уточка. – Так, куда бы ей? – размышляет вслух. - Она не рыбка, но тоже плавает, может, к рыбкам и черепашкам? Нет, ей там будет тесно. А пусть, Любочка, она  посередине (песочницы) плавает, как будто это пруд. И ставит уточку посередине песочницы.

Очень довольный созданным порядком, поворачивается к маленьким детям, которые тоже на площадке играли, и громко говорит:

- Ребята, играйте игрушками, но только их не разбрасывайте на площадке. Сюда в порядок ставьте.

Мамы, которые были с маленькими детьми на этой площадке, очень доброжелательно нас провожали взглядами.

Любовь Богомолова


Поделиться с друзьями: 

Напишите нам