Найдите работу или работника поблизости
34477

Прогулка со смыслом. Советы няням

Мальчик на горкеМне много приходилось и приходится гулять с разными детьми. Сначала гуляла со своими детьми. У меня их выросло трое. Теперь иногда гуляю с внуками. Их тоже трое. При случае стараюсь взять на прогулку детей соседей. Их родители – ровесники моих детей. В последнее время с удовольствием гуляю с разными детьми, уже в качестве профессиональной няни.

Мне интересно исследовать психологию современных родителей. Изучать родительские взаимоотношения и их влияние на развитие детей, малышей, новорожденных. Вот и стала давать объявления о своих услугах профессиональной няни. Посидеть с ребенком, погулять с ребенком, побыть вместе с семьей на даче, помочь подержать кроху на лечебном режиме питания - это все ко мне.

Наиболее ценные эпизоды из практики стала записывать. Это помогло заново как будто влюбиться в детский возраст (а что может быть более вдохновляющим для няни?).

Для детей от года, умеющих ходить, прогулка от клумбы до клубы или от куста к кусту - настоящее приключение…  А уж гулять с трехлетками – так это диво-дивное! До чего же многое можно заметить, обнаружить вокруг  дома, где живешь. Но, оказывается, для таких совместных с ребенком прогулок мало строгости и стремления уберечь малыша от лужи или чего-то подобного.

Милым няням, желающим получать радость и вдохновение от ребенка во время прогулок, предлагаю прогуляться со мной (методические подсказки прилагаются в конце статьи). Обратите внимание на то, что и малыш в возрасте 3-х лет способен передавать взрослому эстафету воодушевления!

Советы от няни Любови Богомоловой

  • По возможности договаривайтесь с ребенком перед прогулкой о том, куда он сам хотел бы пойти.
  • Узнавайте, в ходе прогулки, что ребенку интересно, наблюдайте за его реакцией на то, что вас окружает.
  • Не забывайте во время прогулок и при изменении маршрутов разговаривать с малышом, поясняя, проговаривая вслух или развивая его намерения.
  • Радуйтесь новому в прогулочном поведении ребенка, поощряя его намерения, закрепляя его устремления, подбадривая в смелости выбора.
  • Заигравшись, не беспокойтесь о том, как вы выглядите со стороны. Ориентируйтесь на ребенка.
  • Ближе к вам во время прогулки, чем ребенок, никого не должно быть.
  • Ребенка нельзя окрикивать! Любое повышение голоса на ребенка не приносит ничего кроме вреда!

Итак, в очередной раз выполнила просьбу молодой мамы Дины и забрала вечером ее сынишку Рому из детского сада. Ему уже исполнилось три года. Я его не видела месяца два. Когда его забирала в прошлые разы, ходили мы с ним либо прямо через детские площадки к моему дому и там ждали маму Дину, либо ехали на автобусе две остановки.

И вот - очередная встреча с этим непоседой.

Эпизод 1. Прогулка по площадкам детского сада

Обошли все скульптурки по разным детским участкам и попрощались с аистом, гномиком Антошкой, лошадкой, паровозиком и вышли за ворота детского сада. Только хотела перейти дорогу и пойти привычным путем к себе домой, как Рома неожиданно показал мне совершенно  другое  направление, прямо  противоположное тому, каким раньше с ним из сада уходили, и тут же, смеясь, побежал вперед по указанной дорожке. Благо, тротуарная дорожка плавно вниз шла.

– Беги, Люба, беги, - весело крикнул он мне на бегу.

Я и побежала, приговаривая:

- Ой, Рома, как ты вырос, как ты ловко бегаешь, дай мне свою ручку, чтобы я не упала.

Эпизод 2. Вперед!

Рома остановился. Дал свою ручку и вместе со мной,  хохоча, побежал далее вниз. Мне тоже стало весело. Тут новый поворот на другую улицу.

– Сюда побежим,- предлагаю ему. – Нет, туда! - и показывает опять прямой спуск по тротуару вниз.

Так думаю, территория подхода к нашему дому значительно увеличивается в радиусе. Интересно, не устанет ли он от такой прогулки?

Рома остановился и крикнул, подняв голову вверх:

– Облака! Я тоже посмотрела на небо, увидела мягкие скученности того, что от прошедшего дождя осталось.

– Хорошие облака, - подтвердила его возглас.- Дождика больше не будет. Так мы идем гулять? – спрашиваю Рому. – Туда, туда,- показал снова мне направление ребенок вниз и… повернулся спиной, скомандовав: - Люба, давай так ходить.

Что ж, так, значит, так. Подумалось, наверное, он хочет на автобусе домой со мной проехать побольше остановок. Там, внизу после спуска была автобусная остановка. От садика мы бы лишь две остановки проехали, а оттуда пять. Разница существенная.

Ладно, думаю я. Рома так меня порадовал ровностью своего настроения, несмотря на свое возбуждение, не перешел в гипервозбужденное состояние. Прекрасно меня ориентировал в своем новом маршруте, неожиданно предложенной мне прогулки… Так и быть, прокатимся с ним на автобусе чуть больше остановок…

Развернулись и пошли мы с ним рука об руку туда, но спиной, то есть задом наперед. Чудесный получился  у нас с ним спуск. Но Рома направился не к остановке, а повернул  направо.

- Ага, ты, наверное, хочешь на ракету большую посмотреть и военную машину? – догадалась я. – Туда, туда, - сворачивая на «парк военной техники», который в нашем городе есть, развернул меня ребенок, подпрыгивая на одной ножке.

Эпизод 3. Ракета

Вприпрыжку, на подскоках от радостного возбуждения и от своей сообразительности подошли, а скорее доскакали к этой огромной, высокой, некогда военной ракете (это был и прямой галоп и подскоки,  которые  как-то  естественно, само  собой  и у ребенка, и у меня получались). Огромная ракета зеленого цвета стояла на широком бетонном постаменте. Рома влез на этот постамент и стал восхищено ходить вокруг, подняв голову, приговаривая: - У, какая большая. – Ну, просто огромная, - соглашаюсь, удивляясь размерами этого некогда снаряда, и продолжаю идти с ним рядом. Надо же, сколько  раз  ездила  мимо  этой  ракеты, а  ни разу не была так близко рядом с ней и не задумывалась об ее мощи, о ее величине и высоте. Походили так с ним по круглому постаменту, на котором  ракета стояла, в прятки поиграли, перешагивали через перегородки опорные. Рома поучил меня  проходить, а скорее протискиваться в зазоры между ракетой и подпорками. Ловко у меня получилось. Хорошая тренировка для мышц живота и спины получилась. Не думала, что так могу ужиматься в теле. А Рома дальше показывает мне новую дорожку и тоже со спуском еще ниже, где подростковая площадка сделана с разными фанерными горками для велосипедов, роликов и сноубордов.

Эпизод 4. Прогулка по прошлому опыту

Два месяца тому назад мы вместе с  Вадимом (моим внуком, которого очень редко привозят ко мне домой) гуляли там же,  мимо  этой  спортивной  подростковой площадки. Рома с мамой Диной нам повстречались и пошли гулять с нами. Рома, видно, слышал, как мы с Вадимом ориентировались в ее обследовании. Мама Дина не разрешала Роме по этим горкам сбегать и забираться. Накануне, при ней же и воспитателе, в детском саду он упал: спрыгнул с лавочки на участке и рассек себе бровь. Бровь зашивали в больнице. Но швы уже к нашей с Вадимом прогулке были сняты. Мы с Диной, гуляя с детьми, невольно проговаривали ошибки в таком «ложном бесстрашии» Ромы. Ранее,  таким его поведением «без тормозов», она гордилась, считая, что ему можно все, определяя это качество как его ловкость.

Эпизод 5. Прогулка по горкам

- Туда можно? - спрашивает Рома и показывает на небольшую горку.

– Можно,- отвечаю. Рома быстро забирается на эту деревянную поверхность и зовет меня:

- Люба, иди!

Забралась и я. Увидела, что деревянный настил дырку при спуске имеет, и предложила нам на другую горку пойти. Рома прекрасно, по всем правилам произвел спуск. Сначала на попу сел, затем вытянул одну ногу и достал асфальт, затем спустил другую ногу и, развернувшись, встал около меня.

Теперь он выбрал самую высокую, крутую горку. И снова спросил:

- Можно туда?

 

– Давай попробуем, - предложила ему и сама подготовилась к подъему. Но Рома, используя сначала четвереньки, а потом в полный рост забрался на эту вертикальную горку и скомандовал:

- Люба, лови! Вовремя для устойчивости расставила ноги шире плеч, раскрыла руки, и Рома ловко попал в мои объятия.

Надо похвалить маму Дину, пронеслось в моей голове. Поводов хватает: за то, что ребенок умеет спрашивать разрешение, сдерживая тем самым излишнее возбуждение; за то, что правильно сбегает с горки, на согнутых ногах, группируясь телом; за то, что не спрыгивает, а правильно сходит с возвышающих поверхностей.

 

Все пять разных горок мы с ним прошли. Мои попытки отказаться на них подниматься по причине, что я уже большая, а ему маленькому туда можно, оказались напрасны. Педагогический дар убеждения Ромы был безупречен:

- Люба, дай руку, я тебе помогу. Люба, стой как я. Туда не ходи. Нельзя.

Господи, как же у меня хорошо получалось слушаться этого ребенка!

Следующую дорожку он мне показал - там, где на высокой крутой стене для подростков ребята бегали, спрыгивали то на траву, то на ступеньки более низкой дорожки. Храбрость свою пробовали.

Подошли. Забрались. Но на очень крутую, отвесную дорожку предложила ему не подниматься, потому что ему пока только три года. Видя страстное желание в глазах ребенка пойти именно туда, где более старшие ребята бегали и прыгали, предложила Роме следующее разъяснение.

- Вот как подрастешь и меня научишь не бояться, да в школу пойдешь, тогда и попробуем.

Мои возражения малыш принял, и мы пошли дальше, туда, где надо было уже подниматься к нашему дому, но по широким ступеням.

                      

Эпизод 6. Поющий паровозик

Рядом с этими широкими ступенями была специально сделанная забетонированная сливная канавка. Воды там не было.

- Люба, я пойду по этой канавке, можно?

– Можно, - поддержала его намерение.

-  Чух-чух, ту-ту! - прозвучало вместо одобрения.

– Ты паровозиком стал. А я кем буду?

– А ты вагон, - определил мою роль Рома.

Только прошли несколько шагов, как новая команда ребенка:

- Стоп, стоп. Проезда нет. – И… поднял руку вверх. Забавно. Ладно, думаю, вместо того, чтобы «порожняком» стоять, песенку дай-ка спою. И запела: «Паровоз, паровоз, новенький блестящий, он вагоны повез, будто настоящий…!». Снова команда:

- Чух-чух, ту-ту! - и мы снова поехали, он по своей канавке, а я по ступенькам, приговаривая ему в тон голоса «чух-чух, чух-чух»… Каждый раз, когда он останавливался и поднимал руку «семафором», сочиняла продолжение песенки про паровозика. Так замечательно, «с музыкой» и поднялись по этой ступенчатой возвышенности.

Эпизод 7. Прогулка по железным прутьям

А сбоку, внизу остался стадион школьный. Он огорожен высоким забором из металлических покрашенных прутьев и разного уровня перекладинами между этими прутьями. Там взрослые дяди в футбол играли. Завораживающе!

Рома сначала прикрепился к прутьям забора, чтобы игру наблюдать. А мне придумалось: зачем просто стоять на перекладинах прутьев и смотреть, можно и приставной шаг освоить, и за футболистами наблюдать. Подумала и предложила:

– Рома, ну-ка, давай-ка двигаться. Ножки будем переставлять, то на высокую перекладину, то на низкую. И глазкам будет интересно футбол смотреть, и ножкам - польза.

Залезла сама на этот забор с прутьями и перекладинами, благо, низко от земли эти перекладины были, и показала. Ну и что, что за спиной люди. Мне было не до них.

Метров пятьдесят тянулся этот забор с узкими перекладинами. Так его приставным шагом Рома весь и прошел.

Эпизод 8. Мамина очередь

А тут ему еще и кран высокий посмотреть захотелось. Напротив дом высотный строился. Когда мы удалялись от этого обзора, уходя из садика, то видели два высоких крана. А когда подошли к моему дому, то тот дом, что напротив строился, эти краны с такого близкого расстояния не позволял видеть. Только нос стрелы виднелся. Но сколько этот «нос» крана я не показывала Роме, он так его и не видел. Одним цветом сливалась эта деталь крана с оранжевой кирпичной кладкой дома.

Так бы и пошли по следующей дорожке обходить дом, чтобы краны увидеть, но тут по телефону позвонила мама Дина и сказала, что ждет нас у моего подъезда. Подошли к ней. С восторгом рассказала о нашей неожиданной прогулке с Ромой, похвалила Дину за разумное поведение ребенка в активном познании окружающего мира.

- Дина, мы уже больше часа с Ромой гуляли и чудесным образом осваивали разные шаги, координацию в различных продвижениях, должно быть он утомился, давай я провожу вас до автобусной остановки. Но, вдруг слышу реплику Ромы:

- Нет, нет, туда пойдем, - и жестом руки (ну прямо вождь) указывает направление для своего движения.

- Ладно, мамочка, теперь ваша очередь осваивать продолжение прогулки сына, - закрепляю успех напутствия.  (А это еще путь длиной в  две приличные по расстоянию остановки.)

 

Живые подсказки

  • Выбирая маршрут для прогулки с малышом, можно руководствоваться погодой. А можно быть готовой идти туда, куда зовет сам малыш! Новой непривычной дорогой или задом наперед, например.
  • Можно взять с собой лопатку или формочки, а можно пойти покормить птичек, на лавочке солнечной посидеть, картинки в книжке посмотреть, на детей разных: послушных и не очень послушных со стороны поглядеть. Как, например, на этой прогулке у нас вообще не было никаких игрушек. И все же мы нашли чем заняться и отлично прогулялись там, где было, на что восхищенно посмотреть. В нашем случае – на ракету.
  • Можно с малышом в красивых сапожках на высоком каблучке погулять, а можно - в спортивной одежде и обуви. И да здравствуют горки, заборы и канавки!
  • Можно все время повторять малышу: «это нельзя», а можно выяснять «это» вместе с ним! И тогда много полезных, развивающих ребенка действий становятся «можными и нужными». Как, например, подниматься вместе по высокой лестнице «с паровозиком и вагончиком» озвученными голосами и ребенка и няни. Или осваивать приставной шаг на доступном для этого металлическом заборе. (Вот где скрыты резервы фонетической гимнастики! Но, об этом - другие статьи.)
  • Можно вообще без коляски гулять с 3-летним малышом и даже ни разу за полтора часа прогулки не брать его на руки. В прогулках со смыслом некогда уставать! Каждый поворот туда или сюда по ходу движения радостен и любопытен ребенку. А значит – дарит силу вдохновения и рождает в малыше жажду приключений.

Прогулка с профессиональной няней (а иногда и с начинающей) может стать важным звеном в ежедневном развитии малыша. Именно в дороге можно многое заметить, объяснить, использовать подготовленные приемы, заложить почву для восприятия малышом того или иного свойства объекта. Удобный для ребенка темп, его состояние позитивного возбуждения способствуют развитию речевой активности и самовыражению. А это так важно для успешного сценария жизни развивающейся личности.

Любовь Богомолова


Поделиться с друзьями: 

Напишите нам