Странности родительской любви: спокойствие айсберга
Работая в детских развивающих центрах, я всегда наблюдаю за построением отношений между родителями и детьми. Мне любопытно находить в странностях отношений и поведения некоторые закономерности…
К примеру, вот такая странность. Андрюша (2 года и 8 месяцев) принес на занятие в детском клубе плюшевую обезьянку. Дети на игрушку внимания не обращают, занимаются: учатся вместе с мамами рисовать пластилином. Увлечены. А Марк, которому 2 года и 10 месяцев, заметив обезьянку, стал пытаться ее отобрать. Каждый раунд заканчивался ревом Марка, терпящего неудачу.
Делал он это так. Вставал с диванчика, открывал рот и кричал: «А-А-А!». Мама сидела рядом. Если Марку хоть на несколько секунд удавалось отнять обезьянку, то начинал плакать Андрюша. Его мама тоже молча наблюдала эту сцену. Я предложила им вместе разобраться в ситуации. Ноль внимания и скупая реплика мамы Марка:
– Они всегда так себя ведут.
Я в этой группе провожу лишь вторую встречу, заменяя ушедшего психолога.
- Хорошо, - делаю следующее предложение, - Давайте все вместе сделаем так: пусть на следующее занятие каждый ребенок принесет свою любимую игрушку. Будем учиться делиться своими игрушками.
Ведь по имеющимся в клубе игрушкам споров ни разу не возникало! Это подтвердила и руководитель клуба, которая пришла на занятие.
Четвертая попытка отнять обезьянку завершилась поистине первобытным «пещерным» ревом. Марк открыл рот широко-широко, как огромную пещеру. Он начал орать гортанным звуком, всем своим видом устрашая Андрюшу, который цепко держал свою обезьянку.
Недолго думая Андрюша точно так же стал реветь, пытаясь нагнать ужас на обидчика.
Мамы демонстрируют спокойствие айсбергов.
Пришлось использовать прием жесткого вмешательства. Взяла сама обезьянку из рук вцепившегося в нее Марка, передала Андрюше и попросила ребенка вместе с игрушкой отойти за ширму и успокоиться.
Незамедлительно последовала реплика мамы Марка:
- Зачем вы отняли? Видите, как малыш плачет? Он бы подержал да и сам отдал.
Надо отдать должное другим детям и их мамам. Творческие работы они завершили. Занятие закончилось. Все подтвердили намерение принести любимую игрушку на следующее занятие. Будем развивать ситуацию соигры. Методов игротерапии в моем опыте предостаточно.
Андрюша успокоился. Марк продолжал рыдать, уткнувшись в колени мамы. Я подошла к нему. Предложила успокоиться, поиграть с другими игрушками. Криковое рыдание сменилось всхлипыванием.
– Хорошо, пока я буду убирать игрушки на свои места, - обращаюсь к маме Марка, - Можете здесь побыть, чтобы не беспокоить других детей, которые спокойно одеваются и готовятся к уходу…
И зачем только это я сказала? Пытaлась мягко подсказать маме Антона, что подобное поведение сына мешает окружающим.
Ответная реакция не заставила себя ждать. Мама вскочила, взяла Марка за руку, потащила в коридор, где он пуще прежнего заплакал, и стала винить меня в том, что если бы я не отняла игрушку, то он бы успокоился и сам бы ее вернул. А то, что другой ребенок - законный, так сказать, владелец - плакал бы, ее не касалось…
Пришлось ее внимание обратить на то, что ее поведение является неподобающим для родителя. На мой взгляд, это просто неприемлемо!
- Во-первых, не все, что видит ребенок, нужно давать ему в руки.
- Во-вторых, агрессивное состояние, выраженное в попытках отнять игрушку у ребенка, – рефлекс, сформированный родителями.
В детском коллективе малыша можно научить использовать слова: «Можно мне?» или «Дай мне, пожалуйста». Дома ни брата, ни сестры, ни у того, ни у другого мальчика нет. При первых признаках агрессии, попытках обидеть другого ребенка, отнять игрушку и т. п. мама должна уметь выразить несогласие с таким неправильным поведением. Этого не произошло. А потому пришлось вмешаться специалисту и невольно спровоцировать ситуацию. Ни одна из подсказок, предложенная мамам в ходе совместного занятия, ими не была использована. Обе мамы демонстрировали свое, эмоционально безграмотное поведение. Соответственно, дети этих мам вели себя «пещерно», что вполне закономерно.
Но почему другие мамы так лояльно отнеслись к агрессивным состояниям этих двух мальчиков? Пока для меня это загадка.
Любовь Богомолова
Похожие статьи
-
Две стороны одной обиды: почему обижаться иногда полезно?
Слабость, от которой стоит как можно скорее избавиться, или скрытый ресурс? Выясняем смысл обиды.
Читать -
Почему мы боимся прожить "обычную" жизнь?
Подчас мы слишком многого ждем от наших детей. Насколько наши ожидания реалистичны?
Читать -
Няня со своим ребенком
Няня занимается вашим ребенком, а заодно и своим. Какие тут можно найти преимущества?
Читать