В детский сад через детский клуб

Адаптация к саду необходима большинству семей. Именно не детей, а семей! Ведь отправляя малыша в сад, опыт получает не только он, но и родители (бабушка, няня).

Ребенку адаптация нужна для того, чтобы узнать, что не только свой дом может дать защиту, но и в других стенах может быть безопасно и интересно. Кроме того, у ребенка расширяется круг общения и, в первую очередь, не за счет детей, а за счет допущенных взрослых - сотрудников детских центров/ клубов/ групп кратковременного пребывания. И только в самом конце ребенок узнает, что он не единственный ребенок во вселенной (обычно для детей, у кого нет братьев и сестер, это становится полной неожиданностью).

Давать ребенку знание о том, что помогать/ защищать/ заботиться о нем может не только мама можно начинать с восьми месяцев (чаще родители приходят к этому выводу около года). Собственно, как только ребенок может самостоятельно перемещаться в пространстве, наступает время для новых знакомств и открытий!

Годовалому - двухлетнему малышу достаточно несколько раз в неделю на час (или около того) выходить в "свет", чтобы постепенно знакомиться с другими людьми. В этом возрасте чаще всего речь не идет о готовности ребенка остаться без своего главного взрослого (мамы, бабушки или няни). Но уже достаточно спокойно малыш будет относится к тому, что мама может ненадолго выйти из комнаты, оставив его в компании других людей, но обязательно вернется.

Если ребенок достаточно рано пришел на групповые занятия (до или около года), то к двум с половиной годам можно утверждать, что без близкого родственника он сможет проводить по несколько часов в неделю. Как правило, психологическая готовность малыша в этом возрасте - 3 часа 4 дня в неделю (редкие дети выдерживают дольше). В этом случае рекомендуется посещать группы (любой длительности от часа до 3-4 часов) с обязательным выходным, например, в среду. Тогда без особенных болячек и психологических проблем в три с половиной - четыре года ребенок с радостью будет оставаться на более длительный срок в детском саду.

Таким образом, адаптация ребенка к саду занимает как минимум около полугода, в норме - в течение 1,5 - 2-x лет.

Если необходимо, чтобы ребенок пошел в сад раньше, то готовиться к этому событию в жизни семьи стоит еще тщательнее. В первую очередь, подготовка должна включать выбор сада (в редчайшем случае малышу двух лет подойдет государственный сад с полной группой в 20-30 детей). Поэтому на первые годы стоит подобрать частный или домашний сад, где в группе будет не больше 8 детей и где с детьми будет, как минимум, двое взрослых, которые смогут равномерно распределить свое внимание на всех подопечных - в возрасте до трех лет ребенку крайне важна связь со взрослым.

Готовность ребенка к саду полного дня можно определить по тому, хочет ли он идти в группу кратковременного пребывания (мини-сад, как часто его сейчас называют) утром и хочет ли он уходить из клуба/ центра/ группы кратковременного пребывания вечером. Если в три-три с половиной года ребенок с готовностью утром выходит из дома, если после занятий никак не хочет уходить из группы при этом сон и аппетит не нарушены, а простуды и грипп случаются не чаще 2-3 раз за учебный год, то можно пробовать идти в сад на полный день.

Готова ли мама?

В самом начале мы говорили о подготовке всей семьи к посещению детского сада. Аналогичный путь, хоть и немного быстрее необходимо пройти маме (бабушке или няне).

Мама малыша до года привязана к своему ребенку едва ли не больше, чем он к ней.

Мама на занятиях досадовских групп узнает свое чадо с новых сторон - даже 8-ми месячные дети умеют удивлять своих родителей собственной самостоятельностью - они уже умеют отстаивать свои интересы, коммуницировать с другими взрослыми без помощи родных и многое другое (собственно, только дети-то детей и не интересуют в этот период).

Мамам, которые готовятся отдать в сад своего первого ребенка, необходимо почувствовать, что о ребенке смогут заботиться и другие люди, что они будут открыты к малышу и добры. Как правило, такое доверие вырабатывается в течение полугода. После этого срока мама может со спокойным сердцем не на долго оставить малыша уже знакомым сотрудникам детского дошкольного учреждения.

Следующий этап - это уверенность в силах малыша "продержаться" без мамы несколько часов. Со стороны мамы эта готовность, так же как и со стороны ребенка, полностью формируется к его двум с половиной годам. Это еще не расставание на целый день, но уверенность, что за 3 часа ничего не случится. и только после того, как довольный ребенок каждый день будет просится идти в группу "завтра", а каждое утро будет просыпаться с просьбой скорее идти в клуб/ садик, можно будет сказать, что курс досадовской подготовки пройден на "отлично"!

Конечно, такое мягкое "вкатывание" в садовскую жизнь не снимет всех проблем с бесконечными детскими болячками, но, однозначно, укрепит силы и дух мамы и малыша.

Наталья Перязева, руководитель детского центра "ПРОСТО детский клуб"


Похожие статьи

  • Зачем ребенку няня из Англии?

    Все больше семей хотят и имеют возможность дать детям образование международного уровня. Как правило, для этого приходится искать англоязычных нянь и учителей, ведь английский на сегодняшний день крепко держит пальму первенства.

    Читать
  • Детский центр: взгляд изнутри

    Наш эксперт Любовь Богомолова рассказывает о том, какие ошибки и странности допускают преподаватели детских центров, и советует, на что родителям стоит обратить внимание.

    Читать