Поиграй со мной!

Звонит телефон.

– Можно, мы на ваше занятие по со-развитию придем вместе?

– Вместе с кем?

– Вместе с сыном и мужем.

– Можно! Сколько лет ребенку?

– Три года, у него задержка речевого развития.

Назначила время и день. Пришли все трое.

Начала встречу. Вижу, ребенок подошел к магнитной доске с буквами. Предложила игру «Эхо». Костик показывает любую букву, я ее озвучиваю восклицанием. Например, «Б» - «Бах-тара бах!» На восклицательной интонации. Прошу повторить маму, потом папу, потом Костю. Или буква «О» - «Ой-ё-ёй!», «Ого!». Несколько раз меняла интонацию, тембр голоса. Мама пусть тихо, но интонационно повторяла. Костик повторял начало звука буквы. А папа… тоже повторял, но на одном баритонном звуке, вне  звуковой модуляции.

Предложила ассоциативную игру: во что прыгалки, во что воздушный шарик могут превратиться. Нужно показать. Сама же и начала демонстрацию.

Прыгалка-ручеек. Теперь предложила Косте. Костя взял прыгалку и показывает, как она вертикально прыгает. Предложила родителям поддержать старание ребенка аплодисментами. Не услышала. Ограничилась своими. Проиграли и с прыгалками, и с воздушным шариком. Но более всего Косте понравились различные дуделки. Мы с ним на всех (а это шесть разных дудочек и свирелях) поиграли. Я ему подыгрывала на фортепиано. Такой чудесный у ребенка слух оказался.

- Эту! Эту! хочу! – неожиданно для меня очень чисто произнес ребенок.

– Конечно, можно, - пораженная чистотой речи и творческим порывом ребенка, произнесла я.

- Ты же ведь придешь ко мне на следующее занятие и эту дудочку принесешь.

Лицо ребенка сияло. Папа лица не видел. Он сидел за его спиной.  Мама сидела рядом.  Ни  одной эмоции за все занятие.

- Знаете, - сказал папа, - нашему сыну это не интересно. А дудочку я ему в магазине куплю.

Видели бы вы, как пропадало радостное и счастливое выражение лица ребенка. Мне стало горько.

- Дорогие мама и папа, позвольте мне поддержать вашу заинтересованность и предложить вместе с ребенком прийти в группу детей на развивающие занятия. Я не вижу задержки речи у ребенка. Косте нужен эмоциональный контакт, несколько отличный от домашнего. Тогда его речь будет увереннее развиваться.

- Мы посоветуемся дома, - заключила мама Кости.

Дудочку я все же подарила мальчику.

Через неделю позвонила мама. Она уточнила время и дни занятия в группе с другими детьми. Наши встречи продолжились.

Во что играть с ребенком?

Когда малыш играет с родителями, важно не количество, качество и новизна игрушек, а эмоциональный контакт и немного фантазии! Достаточно иметь под рукой самые обычные прыгалки. Попробуйте предложить малышу ассоциативную игру. Например - «Забавные превращения прыгалок». Вот далеко не полный перечень игровых динамичных ситуаций:

  1. В музыкальные стукалки: ручки пластмассовые или деревянные могут прекрасно сопровождать ритмически любую песню или стишок.
  2. В «микрофон», если одну из пластмассовых ручек ко рту приблизить. Кстати, так с воображаемым микрофоном многие петь начинают или выразительно стихи читать.
  3. В «змейку», если с ней играть, шевеля ее на полу. Так можно и в догонялки змейки поиграть. Один шевелит змейку-скакалку на полу – другой должен на нее ногой попробовать наступить. Кто быстрее? Кто ловчее?
  4. В спиральку вертикальную. Она же может стать и музыкальной. Это когда высоко прыгалку поднимают и начинают вертикально подкручивать. Завораживающее зрелище!
  5. В «волну речную». Когда на полу двое начинают скакалку шевелить – надо через эту «волну» перепрыгнуть. А далее -  постепенно можно поднимать это шевеление и тоже перепрыгивать. А можно один конец к стулу привязать, тогда только один взрослый играет.
  6. В «конь-огонь». Прыгалка надевается на грудь ребенка или родителя а за концы держится, опять же, то малыш, то родитель. Так можно и галоп прямой освоить, и под музыку поскакать, дыхательную гимнастику на активном скаку поделать со звуками громкоговорящими, на полной диафрагме «Мой конь-огонь, летит стрелой». Или, «Оп. Оп, вот мой галоп».
  7. В умиротворенные прыгалки. Когда вместе с мамой (папой, бабушкой, дедушкой, няней) можно просто спокойно эти прыгалки раскрутить, подстраиваясь под темп ребенка. Раскрыв их по всей длине.
  8. В «путаницу». Когда прыгалкой одной или двумя связанными обматывается ребенок по рукам и ногам. А ему нужно не касаясь их руками снять с себя «путы».
  9. В «тягушки-растягушки. Взрослый тянет в свою сторону, а ребенок в свою. Так можно и силометр узнать у ребенка, и развивать его добавляя следующие прыгалки.
  10. В снаряд для зарядки. Прыгалка складывается в несколько раз, берется в руки наверх и при помощи напряжения между плечевым поясом делаются элементарная зарядка с наклонами, поворотами, разворотами и т. д.
  11. В «рыбака и рыбок». Водящий, лучше взрослый, раскручивает прыгалку по полу, а ребенок ее перепрыгивает.
  12. В «вертолет». Играется на большом пространстве. Сначала на руку наматывается вся прыгалка. Потом по мере раскручивания вокруг себя отпускается до всей длины над головой. Завораживающее зрелище. Можно сложить вчетверо и так же над головой пораскручивать. Затем на вдвое сложенной прыгалке. Главное – не подглядывать за ними, когда они над головой учатся раскручиваться.

Любовь Богомолова


Похожие статьи