Как правильно хвалить детей?

Психологам (и не только им) хорошо известно, что ребенок с рождения учится различать интонационные вариации речи родителей.

До трех лет крохе важна устойчивость поощрительной, одобрительной интонации. Поэтому такие обороты умилительно-восхитительного звучания как и девочке, так и мальчику необходимы. Заинька моя (мой), кисуля, солнышко мое, светик мой ясный, умничка-разумничка – вот далеко не полный перечень одобрительных воркований. Главная черта такого одобрения – мягкое, напевное произнесение, с повторяющимися пару раз оборотами.

Ребенку с трех лет (и мальчику, и девочке) свойственно видеть глазами и говорить словами родителей. Это возраст «резонансного старания». То есть ребенок слышит от родителя то, что родителю нравится, и учится это воспроизводить. От мам и пап можно услышать такие выражения:

  • Молодец, у тебя получилось;
  • Ух ты! Какая ты смелая девочка (мальчик);
  • Замечательно, как это у тебя так получилось?
  • Ой, смотрите, как здорово! Как интересно! Это ты все сам(а)?

Чувствуете отличие? Это не комплименты ребенку, это искреннее восхищение. Главное, чтобы взрослый замечал то новое, что у ребенка начинает получаться.

С четырех лет малыш, как правило, начинает себя соразмерять с персонажем мультика или книги. Лучшей похвалой для ребенка становится сравнение. Например, сравнение мальчика с богатырем Добрыней Никитичем, в том случае, если он помог дома маме (папе, бабушке, няне) все дела переделать. Родителям девочки можно взять на вооружение образы Дюймовочки, пчелки Майи, Василисы Премудрой (благо, практически ни одна сказка не обходится без очаровательной принцессы).

Для мальчика пяти лет важнее похвалу отметить образом смелого воина, образом капитана и юнги, удальца-молодца, да и просто выразить восхищение, если мальчик его заслужил. Объектом восхищения может быть и мастерски освоенный конструктор, и изготовление аппликации, и помощь младшей сестренке. Для девочки становится важным сравнение с маминой помощницей, с Золушкой, с фейей-кудесницей.

Очень важным становится обособление конкретного ребенка в глазах взрослого: «Ну ты меня и удивил!», «Вот так молодчина!».

C пяти-шести лет детям становятся необходимы социально ориентированные ролевые игры и эти игры взрослые должны вслух одобрять. Девочки обожают играть в продавца и покупателей, врача и пациентов, воспитательницу и воспитанников, учителя и учеников ну и дочки-матери, разумеется. Поощрением таких игр мы помогаем девочкам в группе обыгрывать те отношения, которые социально им уже знакомы и интересны в их практическом взаимодействие. У мальчиков, естественно, ролевые игры могут отличаться. Им могут быть интересны игры в полицию и бандитов, в команды спасателей, космонавтов или спортсменов. Для мальчиков очень важны акценты на той или иной черте характера: устремленности, смелости, отважности, решительности, ловкости, дерзости и даже хитрости.

Наблюдайте, и вы увидите, как ребенок сам покажет ориентир на самоодобрение.

Иногда похвалой можно мальчика сравнивать с тем или иным другом. Например, «Смотри, да ты как Коля, уже умеешь чинить машинку!». Или: «Замечательно, теперь ты и Коле сможешь показать, как можно мастерить эти коробочки».

Дорогие взрослые, воспитывая детей, постарайтесь избавиться от «понуканий»! И как можно больше одобрения и подкрепления ожидаемых намерений малыша!

Любовь Богомолова


Похожие статьи