Твой выход!
Почему дети боятся отвечать у доски?
Помните себя на уроке, допустим, геометрии, или еще страшнее – химии? Когда в формулах черт ногу сломит, а вас и вовсе поглотила «пучина сия», когда вчера делали «домашку»? Когда звонок звенит, как приговор и учительское «к доске-е-е пойде-е-е-ет…», как пытка? Приходилось тогда втягивать голову в плечи, прикидываться человеком-невидимкой? А потом, когда Марьиванна назвала вашу фамилию, начать торговаться: «А можно с места?». «Нет, к доске», - несговорчивость Марьиванны не оставляла никаких шансов…
Было такое? Хотя бы раз? Да! Хотя бы раз такое было у каждого из нас, взрослых, родителей. С годами эти переживания отошли на второй, а то и на какой-нибудь «дцатый» план. Но даже там, будучи тонкой серой пеленой, нет-нет, да всплывет образ Марьиванны, ищущей свою «жертву» в журнальном списке.
С тех пор мало что поменялось. Для учителя вызов ученика к доске – обязанность, а для ученика – испытание, сопровождающееся сильнейшими эмоциями. И часто это испытание не проходится, часто дети не желают отвечать на учительские вопросы перед классом.
В зависимости от возраста вашего ребенка, ответ на вопрос «почему ты не пошел к доске и принес из-за этого двойку?», может быть разным. Подросток попробует уйти от обсуждения, а ученик младших классов скажет, что он «не знает». Но и тот, и другой будут говорить или молчать об одном и том же своем чувстве – о страхе.
Страх – это базовая эмоция человека, смысл которой заключается в том, что при удовлетворении возникшей потребности (или необходимости) перед человеком возникает препятствие, которое угрожает его безопасности. Таким образом, для ребенка выход к доске небезопасен, он грозит ему какой-то, только ему ведомой расправой. Слишком сильная эмоция, чтобы испытывать ее, когда речь идет о банальном ответе у доски, не правда ли? Однако факт остается фактом – ребенку страшно. И дело тут не в его фантазии («Хватит выдумывать!», - доводилось вам говорить такое в сердцах?). Дело в том, что страх является вторичной эмоцией. Он возникает как результат воздействия на ребенка других его переживаний. Иными словами – у страха много причин.
Причина №1. Неуверенность в знании
Когда ребенок не подготовился к уроку, не выучил домашнее задание, он отправляется в школу, по большому счету, как на войну. Даже если внешне он никак не проявляет свое беспокойство, внутри все равно переживает. Это самое безобидное, что может нервировать ребенка перед выходом к доске. Не подготовился к уроку, не сделал домашнее задание. Действительно, даже взрослому в такой ситуации может стать страшно. Как выступать на совещании без плана, без презентации? Не многим дано импровизировать.
Безразличие и даже спокойствие возникает тогда, когда ребенок привыкает к ситуации, когда у него появляется опыт невыполнения задания и опыт неудовлетворительной оценки за это. Как говорится, трудности закаляют. Но ведь вам вряд ли хочется, чтобы ваш ребенок воспитывал в себе стоика таким образом! Поэтому самым эффективным способом убрать эту причину из списка – помочь чаду в выполнении домашнего задания. Не сделать вместо него, а сделать вместе! Какой толк в том, что вы после работы отправитесь собирать камешки и потом при свете ночника определять их породу, чтобы завтра ваши сын или дочь были готовы к вопросам на уроке «Окружающий мир»? Правильно, толку мало. А вот если вы найдете время и вместе проведете геологоразведку близлежащего парка, это будет увлекательно и полезно и для ребенка и для укрепления ваших отношений с ним.
Причина №2. Желание учителя – закон?
Но давайте представим такую ситуацию, когда вы вместе с ребенком собрали все «самородки» и «минералы» в округе. И ваш ученик подобрал достаточно информации о находках, чтобы вполне уверенно ответить у доски. Казалось бы, что теперь может быть страшного?
А страшно ребенку может становиться от того, что у учителя к нему завышенные требования. Причем эти высокие стандарты могут предъявляться как к «нелюбимому» ученику, или отстающему, так и к отличнику. Мотивы преподавателя могут быть различными – от явного желания унизить ребенка до фантастической гордости за успехи ученика.
Но какими бы ни были причины у учителя, школьнику от них приходится несладко. Что можно сделать в такой ситуации? Если вы чувствуете, что учитель по каким-то причинам слишком придирчив к ребенку, постарайтесь выяснить, каковы реальные требования школьной программы. Выяснить это можно у самого преподавателя. Очень часто твердое намерение родителей выяснить образовательный стандарт бывает неожиданным для учительского состава. Для родителей важно при этом не враждебная настроенность, а желание конструктивно выяснить ситуацию и оценить способности ребенка и его ответы у доски.
Другой фронт работ родителей – общение с самим учеником. Стоит дать уверенность ребенку в своих силах. Для этого необходимо напоминать ему о его успехах, дать ему понять, что вы всегда готовы его поддержать, и вы знаете, с каким интересом он учится. Особенно это важно для тех детей, которых учителя считают недостаточно способными.
Если же ярко выраженного интереса не наблюдается (а с требовательным учителем иногда пропадает всякое желание учиться), достаточно вспомнить самые незначительные поступки ребенка, которые бы свидетельствовали о его вовлеченности в процесс познания. «Помнишь, как ты обнаружил поломку в гирлянде на новый год? И из-за одной лампочки не горела вся гирлянда? Это как раз потому, что лампы в ней соединены последовательно – не горит одна, не горят все», - даже такие банальные примеры подойдут.
И для тех, кто не хватает звезд с неба, и для отличников важно знать, что все люди делают ошибки. И в этом нет ничего страшного. Даже родители могут ошибаться, и ошибаются. Если у вас доверительные отношения с ребенком, то ваш собственный пример, как вы сами боялись выходить к доске из-за требовательной учительницы, а потом перестали бояться, будет лучшим вдохновляющим примером.
Причина №3. Оценка родителей
Нет ничего опасней для ребенка, чем горячее желание его родителей быть хорошими в глазах отдельных учителей и социума в целом. В своих статьях я неоднократно обращаю на это внимание. И в данной публикации это качество взрослых – понравиться всем через ребенка – также хотелось бы обсудить.
Опасность заключается в том, что дети таких родителей несут тяжкий груз их проекций. Если сын или дочь отлично учатся, значит мы – хорошие родители. Если – нет, значит мы – плохие. Так как быть плохими родителям запрещалось еще в их учебные годы, то на исправление ситуации будут направлены все силы. Учеба для ребенка таких родителей-перфекционистов превратится в каторгу, освобождения от которой не предвидится. Если ребенок не сможет достойно выступить у доски, то он принесет оценку, неудовлетворяющую требованиям мамы и папы. В такой ситуации ребенок или вообще будет отказываться выходить к доске, или испытывать чрезвычайное волнение при публичном ответе, или, получив хорошую оценку, ожидать, тем не менее, осуждающей реакции «предков» (можно было и на «пять» ответить»).
Все три варианта развития событий грозят вашему ребенку расцветающим пышным цветом неврозом. Поэтому выход из такой ситуации может быть только один – прекратить пользоваться ребенком, как доской почета. Ваш ребенок и ваши достижения в жизни – это не одно и то же. Реализуйтесь где-нибудь в другом месте, а не в классе, где учится ваши сын или дочь. Они не виноваты в том, что когда-то вам вбили в голову, что чтобы быть принятым в обществе, нужно постоянно быть хорошим и достигать недостижимого. Требуя от детей сверхспособностей и обесценивая их достижения, которые с вашей точки зрения посредственны, вы вгоняете их в такой же сценарий. Запомните, что перфекционизм – смертельно опасное «заболевание». И перечитайте советы по взаимодействию с детьми из «Причины №2».
Причина №4. Стыдно – у кого видно
Стыд – это то, о чем не принято говорить. Тем более о нем не говорят дети. Иногда от того, что это токсичное чувство им непонятно, иногда от того, что легче о нем не помнить, чем переживать вновь. Но именно это сложнейшее чувство возникает очень часто, когда ребенка вызывают к доске.
Стыдно может быть перед всеми – перед учителем (который требует), перед родителями (которые требуют), перед одноклассниками (которые оценивают). Последние «судьи» особенно актуальны в подростковом возрасте. И тут бывает неважно – ответил ученик хорошо или плохо на публике. Хорошо – значит, воображала, которому на перемене покажут, чтоб не зазнавался, плохо – значит лох, который ничего не знает.
Помочь в этой ситуации бывает нелегко, так как родители в определенный этап развития утрачивают свой авторитет у ребенка. Тем не менее, попробовать можно. Как ни странно, но одобрение и поддержка, которые были пригодны для ученика начальной школы, также подойдут и для тех, кто эту школу уже заканчивает. Закрепить уверенность ребенка можно объяснением простой истины: ты – это ты, а другие – это другие. И если ты ответил хорошо и правильно, значит это твой плюс, если же провалил ответ, значит, недостаточно подготовился, только и всего. И в следующий раз исправишь свою ошибку. «Если вы нуждаетесь в одобрении, похвале, обратной связи от каждого, тогда вы каждого делаете своим судьей», - писал выдающийся гештальтерапевт Фредерик Перлз. Поговорите об этом со своим ребенком, я уверена, вы придете к выводу, что «на всех не угодишь».
Как еще работать со страхом?
Детский страх – это не просто выдумка, это реально существующая угроза. Для того чтобы ее убрать, необходимо опредметить страх. Спросите у ребенка – на что похож его страх, кто он (опредмеченный страх может быть, например, Дартом Вэйдером или Злобным Гризли). Обговорите все детали – как он выглядит, какого он цвета, чего он хочет, что он делает. Главный вопрос – кто его может победить, кто тебе может помочь его прогнать. Дети, как правило, знают, как может погибнуть их страх. И разрешение ситуации может быть с точки зрения взрослого банальной: один мальчик говорил, что страшного Водяного надо выгнать на балкон, и там он умрет. Проделайте то, что может победить страх – или буквально (откройте балкон и прогоните страшилу), или ассоциативно (представь, что ты – Люк Скайуокер и убиваешь Дарта Вэйдера).
Еще одно упражнение, которое помогает справляться со страхом детям в старшем возрасте можно назвать «Задай вопрос…». Вопрос звучит просто: «Что самое страшное произойдет, если ты выйдешь к доске?» (рассматриваем наш случай). Каждый ответ должен быть продолжен следующим вопросом. Например:
- Что самое страшное произойдет, если ты выйдешь к доске?
- Боюсь, что я плохо отвечу.
- И что с тобой будет?
- Мне поставят трояк, а то и двойку.
- И что с тобой произойдет?
- Ну, учитель опять скажет, что я … (дальше негативный отзыв учителя).
- И что с тобой будет после этого?
- Да ничего, как обычно, ничего нового. Одноклассники еще поржут.
- И что с тобой будет?
- Ничего.
- Так и что самого страшного произойдет, если ты выйдешь к доске?
- Ничего.
Это упражнение помогает снять ненужную тревогу и освободить энергию ученика, например, для того, чтобы подготовиться к уроку, а не переживать из-за воображаемой неудачи.
Марина Смовж, психолог-консультант
Похожие статьи
-
Назад в будущее
Самое действенное лечение - это, как известно, профилактика. Наш эксперт предлагает простые упражнения для детей, чтобы предотвратить нарушения письма.
Читать -
Экзамены: как правильно настроиться ученикам и их родителям?
Полезный стресс или невыносимое испытание? Как детям и родителям правильно относиться к экзаменам?
Читать -
Как убедиться в том, что вы правильно выбрали репетитора?
Ваш ребенок занимается с репетитором уже четвертый месяц, а результата все нет? Пора задуматься, подходит ли вам такой преподаватель.
Читать