Особенности работы сиделкой-компаньоном

Почему среди разных специализаций сиделок (сиделка-няня, сиделка-домработница, домашний реабилитолог) выделяется компетентность сиделки-компаньона?

Какие качества и навыки должны быть у вас в обязательном порядке, чтобы получить такую работу?

Как и любая сиделка, сиделка-компаньон должна быть пунктуальна в исполнении профессиональных медико-организационных обязанностей. При этом такого работника ищут, как правило, не для ухода за тяжело больным человеком, а обычно за человеком пожилым, который одинок, живет вдали от родных, скучает и нуждается помимо помощи по дому и несложного ухода, главным образом – в общении. Именно талант задушевного общения является ключом к этой профессии. И, конечно, без таких особенных качеств, как добродушие, обаяние, умение расположить к себе, дружелюбие, оптимизм, компаньоном (то есть, по сути, близким, доверенным лицом) для пожилого человека не станешь.

Только по-настоящему добродушный человек сможет не перевоспитывать немощного, а понимать его, принимать таким, какой он есть, каждый день создавать для своего подопечного целительную атмосферу, постоянно находить новые возможности поднимать подопечному настроение, пробуждать его интерес к жизни.

В профессии сиделки (как и в любой другой впрочем) встречаются самые разные люди. Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. Важно понимать при знакомстве и собеседовании с потенциальным нанимателем, какие умения в соискателе ему нужнее всего.

  1. По долгу службы сиделке-компаньону приходится часто играть в настольные игры: карты, домино, шашки, шахматы, нарды, монополию. Лучше уметь играть, хотя бы в некоторые из них. Но можно проявить гибкость и готовность обучиться той игре, которой отлично владеет ваш подопечный. Для него будет полезным и приятным опытом стать на некоторое время вашим наставником. Ощущение некоторого превосходства над вами может поднимать ему настроение.
  2. Сиделка-компаньон должна обладать чувством юмора. Не все пожилые люди, конечно, любят анекдоты. Но уметь увлекательно рассказывать о ваших приключениях и путешествиях с долей юмора – это в такой работе всегда пригодится.
  3. Рассчитывая на такую работу, вы должны уметь делать комплименты и знать и использовать слова одобрения. И не путать одно с другим! Например, фраза «Вы сегодня гораздо лучше выглядите» не комплимент, а одобрение. На собеседовании наниматель может проверить ваше умение гибко менять темы разговора. Также очень ценно уметь быть слушателем, это поистине дар Божий! В каждом этот дар имеется, его необходимо развивать и как можно чаще им пользоваться.
  4. Удачное собеседование с нанимателем еще не факт, что с первых дней ваш подопечный будет с вами на одной волне. Но чтобы вас ни удручало, не впускайте гнев в ваше доброе сердце. Лучше мягко, деликатно обсудить с глазу на глаз с нанимателем то, что в поведении больного вас волнует или настораживает. Делитесь впечатлениями, обсуждайте важные вопросы с родными подопечного, давайте советы, главное – очень осторожно, вежливо, ни в коем случае не в категоричной форме.
  5. В зоне комфортного общения приветствуются фразы, построенные по принципу «Да, но…». Такие фразы позволяют проявлять свое согласие и при этом предлагать иное мнение. Это относится к правилам эмоционально безопасного общения. Например, пациент может постоянно выражать грусть или сетовать на негативные новости по телевизору. Нет ничего удобнее - использовать фразу: «Да, каждый день что-то неприятное случается, но вот моя соседка, к примеру, вообще телевизор не смотрит».

Конечно, вы поняли, что подстраиваться в качестве сиделки-компаньона будете вы, а не ваш подопечный. Именно он (она) изначально слабее и эмоционально более неустойчив, чем вы. Стало быть, ваша позиция должна быть ведущей и не куда-то, а только к оздоровлению! Компаньон не маг и не волшебник, но чудесный человек непременно.

Трудный характер, вялость, капризность, словоохотливость, подозрительность, замкнутость – ничто не может смутить чудесного человека, ничто не может вывести его из себя!

Полезные подсказки:

  1. Родственники больного всегда могут подсказать интересные для него темы. Не стесняйтесь обращаться к ним с вопросами.
  2. Темы о погоде и о политике всегда актуальны. Но как прекрасно от этого не зависеть!
  3. Можно принять любую точку зрения пациента, пусть она не совпадает с вашей личной (принять не значит полностью согласиться, принять – значит признать право на существование).
  4. Можно отталкиваться от интересов пациента и внедряться в область, которая до этого была вам чужда. Ему это будет приятно, а вам – полезно.
  5. Угождать любой прихоти больного? И да, и нет. Главное – не вызывать у пациента, и без того ослабленного, раздражения.

Но главное - выздоравливает тот, кто говорит, думает, действует как здоровый. Именно это должно стать вашим профессиональным девизом!

Любовь Богомолова


Похожие статьи

  • Как понять, что вакансия вам подходит?

    Хождение по собеседованиям занимает большую часть вашего времени. Чтобы вы скорее нашли то, что ищете, старайтесь заранее проанализировать, насколько вы соответствуете требованиям и есть ли шанс, что выберут вас.

    Читать
  • Пять советов тем, кто планирует работать сиделкой

    Рассказываем честно и без купюр о работе сиделкой. Важно трезво оценить свои способности перед тем, как устраиваться на эту работу.

    Читать