Исключительный ребенок: кому детские клубы не подходят

Мама двухлетнего Жоры Елена по телефону предупредила, что у него задержка в развитии. Так ей сказали во всех детских центрах, где она была с сыном. Ни на одном занятии до конца не оставались, так как ребенок странно себя вел, и его из группы исключали…

- Какое отставание в развитии? – задаю вопрос.

- Сами увидите, - последовал ответ.

- Хорошо, только занятия в этом случае будут индивидуальными.

И вот день нашей встречи. Со второго этажа я услышала пронзительный, душераздирающий детский крик. Это был он, Жора.

Пока малыш еще в комбинезоне осматривал новое для него помещение, все было спокойно. Отметила про себя, что ребенок самореагирует, откликается на новизну. На отставание в психическом развитии не похоже.

Только мама попыталась снять с него верхнюю одежду – снова душераздирающие вопли. Мама заволновалась:

– Это он думает, что вы врач, что мы в поликлинику пришли.

– Елена, но я же не в  белом халате. Давайте достанем носовой платок  и  вытрем ему сопли, а то они паровозом потекли.

Пока мама вытирала сыну носик, я подошла к фортепиано и сыграла песенку про паровоз.

Жора вопить перестал. Я свой последний звук «ту-ту» спела в его интонации. А она у него очень простая. Один долгий звук. Это не плач был, а вот такая форма реагирования на поведение мамы при незнакомой и непонятной ситуации для ребенка.

Пока я допевала второй куплет, мама не растерялась и спокойно сняла комбинезон и уличную обувь с Жоры.

Когда же мама попыталась надеть на него легкие сандалики, раздался вопль, да такой, что прибежала соседка. Я успокоила ее, и пошли мы с Жорой в соседнюю комнату паровозик искать. Паровозик не нашли, зато маленькую, похожую на длинный вагон, машинку обнаружили. Заодно и трактор нас заинтересовал.

Пока паровозик ехал со всеми остановками, мы с Жорой собирали пирамидку, потом под стульями ездили. В какой-то момент он уже прекрасно играл сам, сопровождая ход машины звуками «би-бип» и «ту-ту». Я не отставала от его игры и тоже, когда трактор в его руках начинал ездить, «тарррахтела», заодно маму учила использовать синхронное звуковое игровое сопровождение. Успела еще и с мамой побеседовать.

Из пояснения Елены я выяснила, что  в период беременности Жорой у нее была опасная травмирующая ситуация. Ей приходилось принимать снотворные и психотропные лекарства. Ребенок родился с пороком сердца. С самого момента рождения и мама, и папа считали Жору больным и при малейшем его крике старались его укачать. Какие звуковые сигналы ребенок мог издавать кроме плача, они не знали.

- Елена, вы с ребенком дома играете?

– Очень редко. Я просто сижу в комнате вместе с ним.

- А как играть с ребенком, знаете?

– А зачем? Он дома может играть сам с собой, - недоумевает мама.

- Елена, вы будете учиться играть вместе со мной и с вашим ребенком. Вы согласны на такое развитие занятий?

– А он сможет научиться играть с детьми в группе?

– А мы его потом введем в детскую группу мальчиков. Есть тут у меня интересная группа.

Сели мы с Еленой за стол, и я ей предложила нарисовать на двух листах дорогу для машинок, с которыми играет Жора. Взяла сырые от серо-черной краски листы и попросила маму вместе со мной переместиться на пол к ребенку.

- Жора, смотри, мы тебе дорогу «построили». Смогут твои машинки проехать по ней?

Жора с любопытством подошел. Пока сверху вниз на нашу дорогу смотрел, продолжаю комментировать:

- Видишь, сколько воробушков прилетело? - и пальцем, используя мокрую поверхность раскрашенного листа, расставляю точки «чик-чирик, чик-чирик, изображаю, как воробушки радостно запели.

Жора поставил свои машинки рядом и тоже начал пальчиком «рисовать птичек»,  пытаясь произнести звук «чик». Я предложила маме тоже с нами почирикать. Достала свистелку – тихую дудочку. У мамы очень нежно получилось. Жора тоже взял эту дудочку. И у него прекрасно получилось!

Подошла к фортепиано и сыграла песенку «Воробьи с березки  на дорожку прыг». Прекрасно нам свистелось-дуделось. Прямо-таки мини-концерт!

Предложила маме нарисовать еще одну дорогу - тропинку с травкой, ягодками, растущими вдоль. Мама живо отреагировала. Пока мы с Жорой дорисовывали «точки-птички»  на  второй  «дороге», Елена нарисовала  очень яркую красно-зеленую дорогу. Тут мы с Жорой  и ягодки  успевали  нарисовать, и кусты, которые вырастали прямо на наших глаза у дороги. Настроение незаметно стало веселым, и ребенок… радостно засмеялся.

Потом сели мы с ним и с мамой за столик предметной дидактики, пирамидки рассмотрели, с бумажным волчком и пластмассовой юлой поиграли.

- Все, - обращаюсь к маме. - Мы с Жорой подружились. Давайте больше не будем говорить, что он больной, что у него задержка развития. Ребенок интересный, музыкальный, творческий и при этом саморегулируемый, прекрасно понимает смысловую речь. Просто он не научен и не умеет использовать интонационные и словесные сигналы, которые формируются при совместной игре. Поэтому страхи «летят» впереди него. А звуковой сигнал для него – единственный инструмент выражения.

Обратим внимание на скрытые приемы психоэмоциональной коррекции ребенка:

  1. Новизна помещения и новизна незнакомого человека (няни, преподавателя в детском центре, воспитателя в садике , врача и т. д.) вносит в состояние некоторых детей дезориентацию. В этом случае для ребенка и для мамы правильнее все делать в ускоренном темпе. Это важно для того, чтобы попасть в такт дыхания плачущего (испуганного) ребенка и взволнованной мамы.
  2. Имитация звукоподражания «паровозика»  по своему составу звуков родственна эмоциональной экспрессии ребенка. Но в пении подготовленным голосом специалиста оказывает еще и как будто завораживающее воздействие. К тому же звучание музыкального аккомпанемента в пульсации стучащих колес – обычно нравится всем детям.
  3. Воздействие на звуковую экспрессию сверхвозбудимого ребенка через родственные звуки (в нашем случае - имитация звучания «ту-ту») обычно равняется длине протяженного звука самого ребенка. То есть художественное звучание взрослого развивается по ритмике звукоизвлечения ребенка.
  4. Для нейтрализации или психоэмоциональной ситуативной коррекции важны и движущие предметы (машинка, самолет, трактор, паровозик и т. д.). Так как у ребенка эти предметы вызывают память о быстро движущихся, динамичных образах.
  5. Этап рисования, где прикладываются к листам детские пальчики, это очень важный этап, установления контактного доверия ребенка к новому человеку. Здесь важно вводить эпизоды «осветления» самочувствия ребенка. В нашем случае - от черных пятнышек – воробушков на черно-серой дороге, нарисованной для машинки, до рисунка в зелено-красно-голубых тонах, для преобразования настроения в более сочное, красочное. Важно, чтобы детские пальчики принимали активное участие в рисовании на сырой, краской окрашенной, поверхности листа.
  6. Успокоительный этап – игровые свистелки-дуделки как средство управления более спокойным ритмом дыхания ребенка и мамы.
  7. Введение корректирующего текста (объяснения) для мамы, привыкшей - в нашем случае - считать ребенка больным. Она не позволяла себе препятствовать его неверному «волеизъявлению». Чтобы мягко корректировать эмоциональные, оральные рефлексы ребенка, мама должна вмешиваться и уметь показывать малышу иные возможности. Вот почему молодых мам важно учить видеть ребенка глазами психолога и (обязательно!) учить играть.

Любовь Богомолова


Похожие статьи

  • Как не задавить в ребенке творческие способности?

    Стремление к творчеству есть в каждом малыше. Но, увы, не каждый взрослый знает, как это стремление сохранить и поддержать.

    Читать
  • Какие вопросы задать специалистам детского центра?

    Детский психолог Ирина Терентьева специально для Помогатель.ру сформулировала самые важные темы, которые стоит обсудить со специалистами детского развивающего центра, перед тем как вести туда ваше сокровище.

    Читать
  • Маленький мастер манипуляции

    Дети - великие манипуляторы? Так это или нет, разбирается профессиональная няня Любовь Богомолова.

    Читать