Исключительный ребенок: кому детские клубы не подходят

Мама двухлетнего Жоры Елена по телефону предупредила, что у него задержка в развитии. Так ей сказали во всех детских центрах, где она была с сыном. Ни на одном занятии до конца не оставались, так как ребенок странно себя вел, и его из группы исключали…

- Какое отставание в развитии? – задаю вопрос.

- Сами увидите, - последовал ответ.

- Хорошо, только занятия в этом случае будут индивидуальными.

И вот день нашей встречи. Со второго этажа я услышала пронзительный, душераздирающий детский крик. Это был он, Жора.

Пока малыш еще в комбинезоне осматривал новое для него помещение, все было спокойно. Отметила про себя, что ребенок самореагирует, откликается на новизну. На отставание в психическом развитии не похоже.

Только мама попыталась снять с него верхнюю одежду – снова душераздирающие вопли. Мама заволновалась:

– Это он думает, что вы врач, что мы в поликлинику пришли.

– Елена, но я же не в  белом халате. Давайте достанем носовой платок  и  вытрем ему сопли, а то они паровозом потекли.

Пока мама вытирала сыну носик, я подошла к фортепиано и сыграла песенку про паровоз.

Жора вопить перестал. Я свой последний звук «ту-ту» спела в его интонации. А она у него очень простая. Один долгий звук. Это не плач был, а вот такая форма реагирования на поведение мамы при незнакомой и непонятной ситуации для ребенка.

Пока я допевала второй куплет, мама не растерялась и спокойно сняла комбинезон и уличную обувь с Жоры.

Когда же мама попыталась надеть на него легкие сандалики, раздался вопль, да такой, что прибежала соседка. Я успокоила ее, и пошли мы с Жорой в соседнюю комнату паровозик искать. Паровозик не нашли, зато маленькую, похожую на длинный вагон, машинку обнаружили. Заодно и трактор нас заинтересовал.

Пока паровозик ехал со всеми остановками, мы с Жорой собирали пирамидку, потом под стульями ездили. В какой-то момент он уже прекрасно играл сам, сопровождая ход машины звуками «би-бип» и «ту-ту». Я не отставала от его игры и тоже, когда трактор в его руках начинал ездить, «тарррахтела», заодно маму учила использовать синхронное звуковое игровое сопровождение. Успела еще и с мамой побеседовать.

Из пояснения Елены я выяснила, что  в период беременности Жорой у нее была опасная травмирующая ситуация. Ей приходилось принимать снотворные и психотропные лекарства. Ребенок родился с пороком сердца. С самого момента рождения и мама, и папа считали Жору больным и при малейшем его крике старались его укачать. Какие звуковые сигналы ребенок мог издавать кроме плача, они не знали.

- Елена, вы с ребенком дома играете?

– Очень редко. Я просто сижу в комнате вместе с ним.

- А как играть с ребенком, знаете?

– А зачем? Он дома может играть сам с собой, - недоумевает мама.

- Елена, вы будете учиться играть вместе со мной и с вашим ребенком. Вы согласны на такое развитие занятий?

– А он сможет научиться играть с детьми в группе?

– А мы его потом введем в детскую группу мальчиков. Есть тут у меня интересная группа.

Сели мы с Еленой за стол, и я ей предложила нарисовать на двух листах дорогу для машинок, с которыми играет Жора. Взяла сырые от серо-черной краски листы и попросила маму вместе со мной переместиться на пол к ребенку.

- Жора, смотри, мы тебе дорогу «построили». Смогут твои машинки проехать по ней?

Жора с любопытством подошел. Пока сверху вниз на нашу дорогу смотрел, продолжаю комментировать:

- Видишь, сколько воробушков прилетело? - и пальцем, используя мокрую поверхность раскрашенного листа, расставляю точки «чик-чирик, чик-чирик, изображаю, как воробушки радостно запели.

Жора поставил свои машинки рядом и тоже начал пальчиком «рисовать птичек»,  пытаясь произнести звук «чик». Я предложила маме тоже с нами почирикать. Достала свистелку – тихую дудочку. У мамы очень нежно получилось. Жора тоже взял эту дудочку. И у него прекрасно получилось!

Подошла к фортепиано и сыграла песенку «Воробьи с березки  на дорожку прыг». Прекрасно нам свистелось-дуделось. Прямо-таки мини-концерт!

Предложила маме нарисовать еще одну дорогу - тропинку с травкой, ягодками, растущими вдоль. Мама живо отреагировала. Пока мы с Жорой дорисовывали «точки-птички»  на  второй  «дороге», Елена нарисовала  очень яркую красно-зеленую дорогу. Тут мы с Жорой  и ягодки  успевали  нарисовать, и кусты, которые вырастали прямо на наших глаза у дороги. Настроение незаметно стало веселым, и ребенок… радостно засмеялся.

Потом сели мы с ним и с мамой за столик предметной дидактики, пирамидки рассмотрели, с бумажным волчком и пластмассовой юлой поиграли.

- Все, - обращаюсь к маме. - Мы с Жорой подружились. Давайте больше не будем говорить, что он больной, что у него задержка развития. Ребенок интересный, музыкальный, творческий и при этом саморегулируемый, прекрасно понимает смысловую речь. Просто он не научен и не умеет использовать интонационные и словесные сигналы, которые формируются при совместной игре. Поэтому страхи «летят» впереди него. А звуковой сигнал для него – единственный инструмент выражения.

Обратим внимание на скрытые приемы психоэмоциональной коррекции ребенка:

  1. Новизна помещения и новизна незнакомого человека (няни, преподавателя в детском центре, воспитателя в садике , врача и т. д.) вносит в состояние некоторых детей дезориентацию. В этом случае для ребенка и для мамы правильнее все делать в ускоренном темпе. Это важно для того, чтобы попасть в такт дыхания плачущего (испуганного) ребенка и взволнованной мамы.
  2. Имитация звукоподражания «паровозика»  по своему составу звуков родственна эмоциональной экспрессии ребенка. Но в пении подготовленным голосом специалиста оказывает еще и как будто завораживающее воздействие. К тому же звучание музыкального аккомпанемента в пульсации стучащих колес – обычно нравится всем детям.
  3. Воздействие на звуковую экспрессию сверхвозбудимого ребенка через родственные звуки (в нашем случае - имитация звучания «ту-ту») обычно равняется длине протяженного звука самого ребенка. То есть художественное звучание взрослого развивается по ритмике звукоизвлечения ребенка.
  4. Для нейтрализации или психоэмоциональной ситуативной коррекции важны и движущие предметы (машинка, самолет, трактор, паровозик и т. д.). Так как у ребенка эти предметы вызывают память о быстро движущихся, динамичных образах.
  5. Этап рисования, где прикладываются к листам детские пальчики, это очень важный этап, установления контактного доверия ребенка к новому человеку. Здесь важно вводить эпизоды «осветления» самочувствия ребенка. В нашем случае - от черных пятнышек – воробушков на черно-серой дороге, нарисованной для машинки, до рисунка в зелено-красно-голубых тонах, для преобразования настроения в более сочное, красочное. Важно, чтобы детские пальчики принимали активное участие в рисовании на сырой, краской окрашенной, поверхности листа.
  6. Успокоительный этап – игровые свистелки-дуделки как средство управления более спокойным ритмом дыхания ребенка и мамы.
  7. Введение корректирующего текста (объяснения) для мамы, привыкшей - в нашем случае - считать ребенка больным. Она не позволяла себе препятствовать его неверному «волеизъявлению». Чтобы мягко корректировать эмоциональные, оральные рефлексы ребенка, мама должна вмешиваться и уметь показывать малышу иные возможности. Вот почему молодых мам важно учить видеть ребенка глазами психолога и (обязательно!) учить играть.

Любовь Богомолова


Похожие статьи

  • Я не вру, а фантазирую!

    Ничто так не развивает малыша, как ваш искренний интерес к его внутреннему миру. Не мешайте ребенку сочинять и придумывать!

    Читать
  • Выбираем детский сад

    Именно за стенами родного дома ребенок раскрывается, из беспомощного и капризного существа превращается в самостоятельного, находчивого, любознательного открывателя всякой всячины…

    Читать