Быть няней: подход душевный или чисто профессиональный?

Вопросов о том, что делать «нянькаясь» с ребенком, у меня никогда не возникало. Своими здоровьесберегающими взглядами и соображениями мне порой удается увлечь не только детей, но и их родителей, которых считаю первыми педагогами.

Так ли просто в работе няней разделить душевный подход и чисто профессиональный?

Что такое «Бог»?

За стеной сосед работает с дрелью. Ремонт в квартире делает. Шум ужасный. Как только дрель начинает «визжать», Егор (ему 3 года 8 месяца) уши зажимает ладошками. Такая игра у него получилась. Неожиданно шум прекратился. Егор всеми легкими выдохнул облегченно и говорит:

- Ну, слава Богу!

- Не расслышала, Егор, что ты сказал? – вмешалась в игру я.

- Да всегда так говорят, - пояснил Егорка, - Cлава, Богу.

- А что такое «Бог», в этом случае? – продолжаю свою игру я.

- Ну, вот видишь, как тихо, значит, слава Богу, - снова разъяснил Егор.

- Поняла, поняла, значит, когда наступает необыкновенная тишина, то мы ее можем назвать «Бог», - обобщаю свою «непонятливость».

- Молодец, Люб, ты хорошо поняла!

И умом и сердцем

Душевная структура ребенка очень своеобразна, искренна, требует отклика и няни, и родителей, и других родственников. Профессиональный подход, мне думается, учитывает и формальный, и неформальный подходы к со-развитию малыша (и других членов семьи).

Думаю, что для профессиональной няни очень важно непосредственное, живое реагирование на малыша. Его мысли, настроения определяют значимость для него событий, это существенно отличается от впечатлений взрослого. С особенностями детского мироощущения важно считаться, уважать их.

Сопровождение взрослого и со-развитие взрослого с ребенком может показаться кому-то само собой разумеющимся. Но, как правило, не только няни, но и молодые родители придерживаются иного мнения, ограничивая свое внимание к досуговому развитию чада лишь словесными комментариями или  безапелляционными поучениями. На совместное «соучастие» не всегда находят время и понимание. Защитные формы такого отстранения сопровождаются фразами типа: «У меня нет на это времени», «А когда я дела домашние буду делать?», либо «Ребенок должен расти самостоятельным».

И, тем не менее, я глубоко убеждена в том, что такое отстранение развивается в связи со сложившимся представлением о так называемой «заботе о ребенке». Соответственно сложившейся практике личных разговоров молодых мам, да и нянь, на первое место выдвигается внимание к тому, как и что ел ребенок. Значительное внимание уделяют болезненным состояниям ребенка и методам их лечения. Очень редко - профилактике. Далее - как ребенок одет и обут, насколько хорошо он слушается маму и папу, было ли интересно с няней и т. д.

Мне же представилась возможность «изнутри», в результате игры выделить уровень со-развития мыслительного самоопределения ребенка через его речевую осмысленность. И этот вид мышления не связан с навыками счета, различения цифр и т. д.

Мне приходится в своем душевно-профессиональном подходе целенаправленно настраиваться на распорядок дня, удобный для конкретного ребенка, а не «детей вообще». Безусловно и то, что мне приходится создавать особую среду нашего содружества для конкретного ребенка и для творческого сотрудничества с членами семьи, то есть с работодателем.

Оказывается, формальные отношения не исключают неформальные, доверительно-ответственные.

Совет от Помогатель.ру

Каждая читающая и практикующая няня может написать расписание-конспект дня, в котором ребенок, ей доверенный, удивил, восхитил, вдохновил... Это будет отличным тестом на определение «личной доли» душевного подхода или профессионального.

Любовь Богомолова


Похожие статьи