Не кнутом, так пряником

Наказание детей – больная тема, иногда даже в самом прямом смысле. Конечно, стоит ли наказывать чадо, и если да, то за что и каким образом, решают только родители. Однако если в семье работает няня, ее эта тема рано или поздно тоже коснется.

Зачастую няня не просто присматривает за ребенком пару часов в день, а проводит с ним больше времени, чем мама, папа и прочие родственники вместе взятые, тогда ей присваивается очень важная роль – роль воспитателя. Няня-воспитатель отвечает не только за то, чтобы руки малыша были вымыты, а обед не остыл, ей приходится сталкиваться с самыми разными проявлениями характера и темперамента малыша и она подает ему пример, влияет на него, учит, поддерживает , отвечает на вопросы, объясняет непонятное. Хотим мы того или нет, но воспитание нередко включает в себя и систему наказаний. Этот вопрос, естественно, имеет смысл обсудить еще до того, как няня приступила к работе.

Сразу оговоримся, речь идет не столько о телесных наказаниях, сколько о различных запретах и требованиях. «Сегодня не будешь смотреть мультики», «лишаю тебя сладкого», «я с тобой не разговариваю» – все это тоже наказания и для большинства детей весьма серьезные.

«Я против любых физических наказаний, - комментирует психолог Андрей Коновалов. - Они свидетельствуют о бессилии взрослых при общении с ребенком. Только разговор (лучше всего диалог), только доверительное и доброжелательное отношение к малышу».

Полезные санкции

Когда наниматели обсуждают с потенциальной няней вопрос наказаний, некоторые работницы, стремясь произвести благоприятное впечатление и даже не пытаясь вникнуть, о чем идет речь, спешат сделать круглые глаза и с негодованием отвергнуть любые идеи наказаний. Однако к этому вопросу стоит отнестись максимально серьезно, не просто выдать без запинки шаблонный ответ: «никогда и ни за что», а обосновать свои слова, объяснить, привести живые примеры.

«На собеседованиях я регулярно спрашиваю кандидаток, были ли в их практике случаи наказания детей и как они к этому относятся, - рассказывает директор агентства по подбору домашнего персонала «Радуга» Елена Поклад. - Няни, которые сразу, не задумываясь, начинают уверять, что никогда и ни за что детей не наказывали, вызывают у меня небольшие подозрения. И возникает желание разговаривать с такими кандидатками дольше и подробнее и проверять их тщательнее». Разумеется, всегда встречаются исключения.

«Когда я устраивалась в семью, в которой сейчас работаю, такой вопрос прозвучал, - делится опытом няня Ольга Козэль. «А если ребенок не захочет есть и опрокинет кашу, измажет все вокруг, как вы его накажете?». Я пожала плечами: «Да никак не накажу... Учитывая возраст ребенка (ему было тогда полтора годика), как его можно наказывать за такой «проступок»? Просто сказала бы что-то вроде: «Ай-ай-ай, это зачем мой котик кашку опрокинул? Разве хорошие котики так поступают?» А если бы ребенку было лет пять и поступок был умышленным, я бы, возможно, предложила ему выйти из-за стола и помочь мне убрать последствия, попутно рассказывая... ну, скажем, о том, сколько детишек в мире голодает. Вообще, честно говоря, наказывать всерьез мне никого не приходилось - возможно, просто везло с воспитанниками?».

Психолог Андрей Коновалов предлагает вместо термина «наказание» использовать хоть и набивший оскомину сейчас, но очень точный термин - «санкции», по его мнению, наказание может и не отражать размер содеянного.

«Например, ребенок разбросал игрушки по полу и не хочет убирать. Наказание в виде постановки ребенка в угол, подзатыльника или приказа ребенку убираться во всей квартире не конструктивны, комментирует Андрей Коновалов. - Это ведет к оскорблению, унижению и, в конечном счете, озлоблению ребенка. А такие санкции как: «уберешь разбросанные игрушки - будешь смотреть мультики» соразмерны проступку».

Применять санкции можно и нужно с любого возраста. Учитывая, разумеется, степень развития и понимания конкретного ребенка.

Андрей Коновалов предлагает выделить ряд конструктивных правил при общении взрослых (родителей, бабушек, дедушек и, конечно, нянь) с ребенком:

  • санкции, ограничения, требования и запреты обязательны, но должны быть адекватными и гибкими;
  • их не должно быть слишком много;
  • они не должны вступать в явное противоречие с важными потребностями ребенка;
  • наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохо;
  • тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным;
  • все правила должны быть согласованы всеми взрослыми между собой.

И, самое главное, в общении с ребенком на первом месте – любовь и доверие и лишь потом дисциплина.

Мария Иванникова


Похожие статьи