Как справиться с детской агрессией?

Идет развивающее занятие в детском клубе. Максим, ему 3 года и 9 месяцев, вдруг захотел ребят потолкать и как толкнет…

Еле успела перехватить. Откуда это буйство пришло? Ведь играл себе и играл, перевозя машинку по стульям, выставленным кругом.

- Стоп, стоп, стоп, так мы не играем, - успела произнести свои волшебные слова. Не подействовало. Максим со всего раз маху швырнул машинку в ребенка, который находился рядом и от неожиданного такого поведения «соседа» застыл в изумлении. Он в первый раз с папой пришел к нам  на занятие. У папы были претензии к сыну от того, что он слишком замкнутый, чуть что, сразу хнычет. А тут такой «контрастный» Максимка…

Рыдающий от того, что ему не разрешили так себя вести, Максим побежал к маме.

Я поспешила на помощь:

- Давай вместе сердиться, и сделаем комочек из бумаги, - обратилась к рыдающему ребенку. Показала, как одной рукой сразу смять бумагу, а другой лист протянула ему. Подействовало лишь отчасти. Пару комочков сделал, швырнул в никуда и все норовил меня укусить.

Протянула специальные безопасные детские ножницы Максиму и предложила на кусочки истерзать свою злость. Показала, как «кусаются» ножницы на бумаге. Ребенок, стиснув зубы, стал рвать бумагу. Мне только и оставалось, что приговаривать:

- Вот так, вот так, я тебя, моя злость искромсаю;

- Ага, получила, будешь знать, как меня сердить!

Все дети замерли от такой сцены с ошалевшим ребенком. Родители тоже.

Все. Злость ушла. Ребенок успокоился, и, как ни в чем не бывало, сел за стол. А там лежали разные упаковки с красками. Максим самостоятельно  начал рисовать, не обращая ни на кого внимания.

Вернулась и я к другим детям с красками и кисточкой.

- А ну-ка посмотрим, какой фонарик получится из этого комочка, - подняла один из разбросанных комочков и раскрасила его в радужные цвета. Принесла кисточки, воду, бумагу на пол, ближе к детям. И мы начали брошенные комочки превращать в фонарики. Максим к нам больше не присоединялся. Он сверху смотрел на нас, сидя за столом.

Обращаюсь к его маме:

- Как часто дома ребенок демонстрирует такое поведение?

- Постоянно, - вздыхает мама.

- А с ним в машинки когда-нибудь кто-нибудь играл: вы, папа или, может быть, бабушка?

- А когда я буду готовить, стирать, убираться? – вопросом  на вопрос отвечает  мама Максимки.

- Хорошо, но послушайте мое разъяснение, - предложила я этой маме, а заодно родителям других детей.

Наши дети гуляют на улице, где множество звуков - к примеру, проезжающих мимо машин. Звуки эти реактивные. Играя со своими машинками, ребенок непроизвольно воспроизводит то, что видел и слышал. К примеру, Максимка не играл в перевозку кубиков или других небольших предметов в кузове машины, хотя такое пространство у его машины есть. Он играл в скорости, как и дома - от одного стула к другому. Соответственно, во внутренней речи он также невольно эти звуки воспроизводил, увеличивая внутреннюю скорость самопроизнесения. Когда кто-либо рядом, ребенок ли, взрослый ли, играет и произносит эти особые реактивные звуки (вжжж, би-би-бип, джжж, ррр), то внутреннее напряжение ребенка высвобождается, отделяется от зависимости зрительного управления игрушкой.

Если сам ребенок играет с машинкой наедине и не произносит сопутствующие звуки, то получается, что он от своей же внутренней скорости скрытого «озвучивания» сначала возбуждается, а потом перевозбуждается. Лишняя энергия, преобразуясь в непонятное для него, ребенка, агрессивное состояние, побуждает ребенка избавиться от такого неудобства организму. Отсюда и проявление агрессии.

Но это состояние можно не допустить, играя вместе с ребенком!

  • Во-первых, гуляя на улице, стоит обращать внимание малыша на то, что все машины разные. В одной кирпичи, в другой молоко или хлеб... Машины перевозят и предметы разные, и людей разных...
  • Во-вторых, дома уточнять, «в какую полезную работу играет машина». И только потом подбирать звуки сопровождения.

Как оказалось, в моем достаточно обширном опыте коррекции воспитания детей, родители, как правило, не умеют предлагать игровые ситуации при «работе» с одной и той же игрушкой. Оказывается, им, взрослым, нужно специально подсказывать. А в ситуациях, когда в детстве мама никогда не играла в машинки, - элементарно учить.

Советы для игр:

  1. Создайте игровые зоны для разных предметов. Пусть это будут полочки или контейнеры. Разложите игрушки по общей теме. Например, только движущиеся, только архитектурные формы, только музыкальные игрушки, только для катания и т. д.
  2. Если ребенок уже играет с машинкой или с другой игрушкой, можно сесть рядом и понаблюдать, насколько и чем именно увлечен и заинтересован ребенок.
  3. Вступая в игру, непременно предложите что-то свое, новое, расширяющее интерес и восприятие ребенка. Например, всегда приходит на выручку рисование (пусть малыш нарисует дорогу для машинки, кусты и деревья, песочницу с оставленными игрушками).
  4. Одушевляйте голосом любимые персонажи. К примеру, машинка с радостью заговорит человеческим голосом. Кубик охотно поведает о своих мечтах и т. п.

Любовь Богомолова


Похожие статьи