Почему мы боимся прожить "обычную" жизнь?

Репетиции и конкурсы, тренировки и соревнования, бесконечные дополнительные занятия, рейтинговые олимпиады и все новые и новые проекты. Весь учебный год ребенок крутился, как белка в колесе, а летом родители радуют его тем, что наняли преподавателя, чтобы быть в тонусе и не отставать, потом его отправляют в тематический лагерь, где очень полезно и интересно, но снова не расслабиться ни на минуту - надо всегда быть собранным, надо всегда быть наготове, надо опять куда-то спешить, соревноваться, стараться изо всех сил…

Конечно, ребенок должен быть загружен. Это не дает ему сходить с ума от скуки и праздности. Именно в состоянии правильной загруженности он развивается, ему интересно тянуться все дальше и дальше, решать все новые задачи, и важно, чтобы они не были слишком простыми и привычными, иначе будет скучно и без азарта.

Ключ в том, что степень загруженности для конкретного ребенка должна быть рассчитана тщательно и очень осторожно. Добавляя занятия в детское расписание, маме и папе имеет смысл главным образом отталкиваться от самочувствия и поведения ребенка, а не от того, что “это направление будущего”, “в нашем классе все туда ходят” , “я просто хочу, чтобы он это умел”, “я люблю его и потому инвестирую в его развитие”.

В таком важном и тонком деле, как детское развитие ориентироваться на блестящие и вдохновляющие примеры друзей и соседей не всегда разумно. Ведь дети все разные! Один отлично справляется со школьной программой и успевает заниматься танцами, теннисом и китайским языком, другой до ночи рыдает над домашним заданием и почти ничего не успевает, третий проявляет себя ярко в какой-то одной области, а в остальные его не заманишь.

Можно чересчур беречь ребенка и не давать ему простора для маневра, ограничивать его поле развития, и тогда вскоре даже самая минимальная программа может показаться ему невыносимой. А можно, наоборот, переборщить с требованиями, с разными видами активности и это тоже не приведет ни к чему хорошему. Если ребенок долгое время не обнаруживает никаких желаний, кроме как валяться и смотреть мультики, вполне возможно, что умственная, эмоциональная и/ или физическая нагрузка на него оказалась чрезмерной.

Как часто родители, даже в ущерб себе, забыв о собственных нуждах, вкладывают и вкладывают в ребенка, не жалеют времени, денег, нервов, чтобы чадо добилось успеха, чтобы ребенок стал не просто хорошо образованным, знающим, комфортно устроенным в социуме человеком, а непременно - знаменитым. И обычно чем интенсивнее вкладывают, тем настойчивее ждут отдачи…

“Родителями руководит жажда успеха и популярности, но это лишь на поверхности, - комментирует экзистенциальный психолог и мама троих детейВероника Хлебова. - В глубине души ими руководят, скорее всего, страх и тревога. Что в противном случае малыша не заметят, и он проживет “обычную” жизнь”. Вот такая “обычность”, по словам эксперта, ассоциируется с потерянной жизнью и может приводить в ужас. В основе такого поведения лежит травма развития самого родителя. Быть может, его родители вели именно “обычную” жизнь, и он считает, что по этой причине упустил множество возможностей состояться. Например, в родительской семье не было денег на репетиторов, престижную школу. Бывает и обратное – родительская семья тоже делала акцент на достижения, а "обычность" ребенка, то, что с их точки зрения, не приводило к успеху, порицалось, игнорировалось, подлежало исправлению.

“Я знаю множество примеров, когда ребенка родители переделывали по собственному усмотрению, - рассказывает Вероника Хлебова. - Чувствительность нарекалась капризностью, разборчивость – эгоизмом, настойчивость – строптивостью. За природные, но неприемлемые качества стыдили и отвергали. Постепенно ребенок становится удобным, и начинает сам себя презирать за “слабость” и “несовершенство”. Все это, к сожалению, приводит к трагедии. Выросший ребенок вынужден удерживать в тени многие “неприемлемые” части себя. И, даже если он ведет внешне успешную жизнь, даром такое не проходит”.

Страх и невозможность выражать себя, сформированные в раннем возрасте, могут с годами привести к серьезным последствиям: депрессиям, потери радости жизни и вообще лишить существование всякого смысла. Как не допустить такого? Что может стать средством профилактики?

1. Держать ребенка в фокусе своего внимания, наблюдать за тем, как он реагирует на те или иные занятия, на увеличение или снижение нагрузки.

2. Если ребенок устал или не хочет сейчас заниматься, а хочет играть, уметь принять и примириться с этим и не ругать за “лень”.

3. Учить ребенка прислушиваться к самому себе, ни в коем случае не игнорировать симптомы плохого самочувствия, сильной усталости.

Одержимые успехом своего чада, родители уговаривают его потерпеть еще, упрекая в слабости и лени, в итоге, они добиваются того, что у ребенка нарушается связь с самим собой. Ребенок как будто бы учится чему-то полезному - не сдаваться и не потакать своим прихотям, но, в результате, привыкает не обращать внимания на сигналы своего собственного тела, а это, как подчеркивает психолог, опасно, так как может закончиться срывом и потерей здоровья.

Мария Иванникова


Похожие статьи