Мы все привыкли составлять списки требований к няне. Кто-то не ленится и расписывает все в деталях: во сколько няня должна приходить, что ей делать, пока ребенок спит, где они должны гулять, во что играть, как няне вести себя, если малыш капризничает и не слушается и т. д. Кто-то ограничивается выдачей зарплаты и особо не вмешивается в дела няни и ребенка: если чадо не болеет, а из дома ничего не пропадает, значит, няня хорошая и со всем справляется. Кто-то устанавливает камеры во всех комнатах, кто-то требует от няни вести дневник наблюдений и достижений воспитанника, кто-то просит соседей приглядывать за няней, пока она копошится с малюткой в ближайшей песочнице.
Все изначально озабочены безопасностью ребенка и хотят контролировать качество работы няни. Но редко кто из нанимателей сразу задумывается о том, что помимо бытовых и технических аспектов, придется иметь в виду еще и эмоциональный. Ведь вы нанимаете не автомат для кормления, одевания и гуляния, вы нанимаете человека, который будет, нет, не заменять маму, но временно выполнять ее функции. Вы можете сколько угодно запрещать няне целовать ребенка. Но если малыш упадет и ударится и рефлекторно потянется к няне, чтобы она обняла, пожалела и поцеловала, вы же не сделаете за это няне выговор?
Можно долго расписывать аккуратность, чистоплотность и пунктуальность няни, хвалить ее за вкусные пирожки, безупречные манеры или за знание английского. Но эмоциональная вовлеченность все равно остается важным фактором, особенно, если ваш ребенок проводит с няней не пару часов в неделю, а действительно много времени. Вы же не хотите, чтобы о вашем чаде заботился робот?
Няня, которая относится к своей работе сухо и не проявляет никаких эмоций, кроме тревожности (страха, что могут уволить) и раздражения (плохо скрываемого, а иногда и открытого), имеет мало шансов. Даже если такую няню наниматели будут по каким-то причинам долго терпеть, ей не светят ни повышение зарплаты, ни позитивные отзывы и рекомендации.
Но вот в дом, наконец-то, приходит не угрюмая женщина, обиженная на судьбу, за то, что вынуждена сидеть с чужими детьми, а хорошая няня, то есть та, которая умеет находить подход к детям и любит свою профессию. Какое-то время родители довольны, потому что видят, как няня общается с ребенком и им нравится, что ребенку с няней комфортно и нескучно, что она искренне заботится о малыше, всегда старается его чем-то заинтересовать и порадовать.
Но однажды мама замечает, что ребенок не ест ее блинчики, а просит, чтобы приготовили «как няня». Потом дочка заявляет, что право делать ей прическу имеет только няня. Дальше – больше: мама видит, как они с няней хохочут, шепчутся и секретничают… И маме становится обидно.
«А не слишком ли няня много себе позволяет?» – думает мама.
И начинаются придирки и упреки, работника, которым еще недавно были довольны, обвиняют то в одном, то в другом. Няня не может понять, в чем дело. Если она опытная, то она догадывается, но сделать ничего не может. Не станет же она нарочно принимать угрюмый вид и отгонять от себя ребенка. Получается неприятный замкнутый круг: хорошую няню упрекают в том, что она хорошая няня…
Что же делать?
Для начала разберитесь – няня на самом деле переходит границу здоровой привязанности к ребенку или в вас говорит беспочвенная ревность? Совершенно естественно, если няня и малыш привязались друг к другу, они ведь проводят вместе много времени. Было бы гораздо хуже, если бы эти двое испытывали друг к другу неприязнь.
Итак, не стоит беспокоиться, если:
Стоит серьезно обсудить с няней происходящее, если:
Как контролировать ситуацию?
Мария Иванникова