Знакомимся с репетитором

Не все из нас работают в сфере управления человеческими ресурсами. Однако жизненные обстоятельства складываются порой так, что нам приходится искать себе помощников, принимать людей на работу. Мы боимся допустить ошибки, особенно в выборе таких специалистов, как репетиторы. Есть несколько способов уже на собеседовании с кандидатом оградить себя от погрешностей.

Идеальный образ

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок получил необходимые знания. Когда в школе это сделать не получается, начинается поиск репетитора. Если вы уже выбрали из обширных баз данных кандидата и даже провели с ним телефонные переговоры, составить более полное представление о репетиторе поможет только очная встреча.

Первым маркером, который способен сказать о многом, является внешний облик кандидата. Конечно, остались еще учителя-романтики, которые центрированы на своей профессии и задачах, стоящих перед ними, а именно – сеяние знаний в непослушные детские умы. От образов таких сконцентрированных учителей может остаться впечатление присутствия на Грушинском фестивале с его дресс-кодом в виде безразмерных свитеров и спортивных штанов. И, может быть, в такой чрезвычайно удобной одежде им комфортнее рассказывать о площади между графиком функции и осью абсцисс в пределах интегрирования. Однако, не каждому нанимателю это будет близко.

Особенно показателен внешний облик репетитора будет в его собственных стенах. Если вам откроет дверь дама в халате и стоптанных шлепанцах, то стоит задуматься, а насколько серьезно она относится к своей работе и ученикам.

Облик учителя – это не только стиль и опрятность одежды. Вы можете обратить внимание на то, как человек говорит – тембр, громкость, резкость или мягкость голоса. Даже при первой встрече, когда кандидат старается произвести лучшее впечатление на нанимателя, он может «выдать» себя резкими или, наоборот, мягкими нотками в голосе. И тут уж вам решать, что выбрать – авторитарность или гибкий подход и доверие к ученику.

Если первая встреча проходит в доме у репетитора, то окружающая обстановка также способна стать помощником для нанимателя. Где приятнее находиться – в убранном помещении или в комнате, где, похоже, навечно поселился творческий беспорядок? Прислушивайтесь к своим ощущениям и впечатлениям от места, где будет проходить обучение. И не забудьте поговорить об этом с вашим ребенком. Ведь они могут не совпадать. Одна мама, блюститель порядка в собственном доме, рассказывала, как ее пятнадцатилетняя дочь была в полном восторге от занятий с дамой-филологом преклонных лет. Восторг, в частности вызывала комната с тяжелыми шторами на окнах, круглым столом с наваленными на него книгами и шкафами, от пола до потолка, наполненными редкими изданиями с потемневшими переплетами. Именно так в фантазиях девочки-подростка должны были жить настоящие литераторы.

Скромность украшает

Предположим, проверку на внешний вид кандидат прошел на «отлично». Следующий пункт – самопрезентация репетитора. Очень многие кандидаты готовят пламенную речь о своем опыте, методике, способе преподавания и т. п. У некоторых из них отдельным и довольно обширным списком следуют всевозможные регалии. Это прекрасно и без этого не обойтись, иначе как вы поймете, что перед вами именно тот учитель, который вам нужен. К тому же наличие званий и признаний для многих из нанимателей служит гарантией того, что человеку можно доверять.

Ориентир на статус, однако, не всегда гарантирует результат. И в процессе отбора кандидатов можно пропустить «ценный экземпляр». «Очень часто учителя точных наук, математики или физики, например, не владеют мастерством ораторского искусства. Они даже не считают нужным указывать в анкетах все свои звания и достижения, - рассказывает Татьяна, репетитор по русскому языку. – Между тем, это прекрасные преподаватели, которые за несколько занятий с вашим ребенком могут сделать чудеса».

Тогда возникает вопрос – как понять, что за скромным кандидатом, без пышной речи, скрывается мастер? Самый простой и надежный способ проверить – запросить рекомендации. Кстати, у «скромников» их может оказаться гораздо больше, чем у тех, кто опирается на наличие всевозможных дипломов.

Рекомендации необходимо просить у всех. Еще лучше изначально искать учителя для ребенка, ориентируясь именно на них. Ведь лучше всего маршрут знает тот, кто по нему уже прошел, а карта, в нашем случае – резюме, может не отражать всех интересующих путешественника особенностей пути.

«Шурик, это не наш метод!»

В самопрезентациях репетиторов стоит обращать внимание на их сферу деятельности. Довольно часто преподаватели пишут, что работают на всем поле гуманитарных или точных наук. В действительности такой широкий охват не очень хорош. Гораздо результативнее для ребенка будет концентрация учителя на одном предмете. Поэтому если вы выбираете для своего ребенка учителя русского языка, то специалист должен быть именно по русскому языку. Если необходимо повысить уровень знаний по литературе, то и учитель должен заниматься именно этим предметом.

Предлагая свои услуги, репетиторы пишут о том, что работают по авторской программе. И тут на собеседовании вы сможете услышать только схему работы по методике. Услышать же не означает понять. Поэтому в данном случае оценка работы репетитора может пойти дальше первой встречи.

Во-первых, можно и нужно на первом занятии присутствовать вместе с ребенком. Это дает не только возможность оценить сам метод преподавания, но и стиль. И еще одно немаловажное обстоятельство – способность репетитора устанавливать контакт с ребенком. Если этого не случится, то вряд ли занятия дадут результаты.

Во-вторых, действие авторских методик можно оценить по школьным оценкам ребенка уже через несколько занятий с репетитором. «По моей методике мы с учеником проходим сразу несколько школьных тем за одно занятие, это поражает и ученика, и родителей, еще большее впечатление от того, что школьная успеваемость ребенка повышается, - описывает свою авторскую программу Людмила, репетитор по химии. – Методика направлена, по сути, не на зазубривание химических формул, а на развитие логического мышления и построение взаимосвязей в поле химии».

Стоит задуматься, если по каким-то причинам вас не допускают на первое занятие. Впрочем, это происходит достаточно редко. Также есть повод для размышлений, когда на первой же встрече кандидат говорит вам, что желаемая цель обучения будет достигнута к определенному сроку (предположим, через два или три месяца). Дело в том, что такие прогнозы не основываются на реальных возможностях ученика. «Через два-три урока я могу сказать, к какому результату мы придем, если будут выполняться определенные условия, такие как частота занятий, активность ученика, - рассказывает Татьяна, репетитор по русскому языку. – И это может быть лишь промежуточный результат на пути к цели».

Так что имеет смысл заранее договориться с репетитором о том, что через два-три занятия будет проведен «срез знаний». В этой контрольной точке можно оценить потенциальные возможности ребенка при реальных способностях учителя. И если ваши оценки будут неудовлетворительными, то сэкономить время, деньги и силы для поиска другого преподавателя.

Марина Смовж, психолог-консультант


Похожие статьи

  • Как убедиться в том, что вы правильно выбрали репетитора?

    Ваш ребенок занимается с репетитором уже четвертый месяц, а результата все нет? Пора задуматься, подходит ли вам такой преподаватель.

    Читать