Страна желаний

Мы живем во времена, когда тезис о превращении хобби в работу и наоборот приобрел характер навязчивой идеи. И если взрослым более-менее удается мотивировать себя и получать удовольствие от дел, выполняемых по необходимости, то ребенку это делать сложнее. Иногда ситуация настолько сложная, что у родителя опускаются руки. Однако выход всегда есть. И не один.

Каждому известно, что лучше всего получается то, что вызывает у нас живой интерес, то, что мы действительно хотим сделать. И дети – не исключение. Большинство детских психологов вам скажут, что принуждение и контроль за выполнением заданий – самый большой враг мотивации. С этим трудно спорить, учитывая, что стремление к развитию, свободе и самоопределению являются базисными потребностями человека.

Специалисты уверены, что принуждения не будет, если удастся сформировать стойкий внутренний мотив у ребенка. Мотив побуждает к работе, задает направление действиям и придает им смысл. Понять мотив – значит ответить на вопрос – зачем или ради чего человек это делает. Но как его сформировать – вот вопрос! Гипноз к ребенку сложно применим, а всякие убеждения зачастую граничат с принуждением. Вместе с тем, предоставление полной свободы ребенку рискует перейти в такую крайность, как вседозволенность. В этих тревожных размышлениях «зависает» время от времени любой родитель. Я предлагаю вам разобраться с этим вопросом, используя модель нейрологических уровней Роберта Дилтса.

Окружение

Прежде всего, успокойтесь и запомните, что не принуждать ребенка – не означает отсутствие родителей-наставников в его жизни. Даже наоборот! Важно понимать, что для возникновения мотивов у ребенка и удовлетворения его потребностей должно быть создано определенное поле, среда. Эта среда будет примером, а заодно и источником средств для реализации потребностей. Образно говоря, ребенок, приходя в этот мир, держит в руках чистый холст, а вот палитру красок для написания своей картины мира ему вручают значимые взрослые. В нашей семье все мужчины любили хоккей. Ежевечерние просмотры матчей по телевизору во время чемпионатов мира, кубков «Известий» приводили меня, маленькую девочку, в неописуемый восторг. Я знала всех игроков нашей сборной по именам, могла участвовать в спорах с одноклассниками. Я точно знаю, чем бы я занималась, будь я не дочерью, а сыном своих родителей. И делала бы я это отнюдь не по принуждению.

Диссонанс возникает, когда окружение не может обеспечить выполнение того, на что настраивают свое дитя родители. Согласитесь, сложно удержать мотивацию на должном уровне у ребенка, если летом, когда он должен проходить аттестацию на пояс по айкидо взрослые не могут привезти его в спортзал из-за того, что «вся семья на даче». Не исключено, что в начале следующего «спортивного» года им придется уговаривать сына посещать занятия, по ходу придумывая, почему его пояс белый, а не желтый, как у остальных ребят в группе.

Поведение

В задачи взрослых входит формирование многообразной, яркой и красочной среды для ребенка. Ведь чтобы выбрать дело по душе и сформировать тот самый стойкий внутренний мотив, он должен иметь выбор. И здесь важным поведенческим аспектом родителей является доверие и уважение к детскому решению. Мое самостоятельное увлечение живописью привело к тому, что в один прекрасный день родители узнали, что я записалась в художественную школу. Возражений не последовало, я проучилась все положенные пять лет с огромным удовольствием, а по окончании учебы отец пожелал мне «не бросать живопись».

Делая первые шаги в каком-либо деле, ребенку важны поддержка и внимание взрослых. Если вы хотите, чтобы ваш сын полюбил баскетбол, то интересуйтесь тем, за что судья назначил ему фол, и как он справляется с трехочковыми. Возьмите его с собой на игру местных команд, покажите ему, чем он занимается и каким успешным может быть результат. Если удастся прорваться после окончания матча в раздевалку за автографом ко «второму номеру» – мотивационный козырь у вас в кармане.

Интерес моих сыновей к археологии мы с мужем поддерживаем походами в музеи, интересными рассказами и чтением книг. Иногда по выходным мы и ведем себя как археологи – отправляемся всей семьей в настоящую скаутскую экспедицию в близлежащий парк.

Способности

Замечать и поддерживать способности детей – еще одна обязанность родителей. Выявить их можно также обеспечив ребенку определенную среду и возможность выбирать из ее многообразия. Обнаружение задатков может стать результатом наблюдения и разговоров с ребенком. Почаще спрашивайте его, что ему интересно и почему. Не пропускайте «нелепых» вопросов, как, например, «а почему все люди говорят на разных языках?». Или смешных, на первый взгляд, комментариев к мультфильму: «Чтобы быть пионистером, надо много работать, но я бы хотел играть на пианино». Желания ребенка могут проявляться в самых неожиданных для родителей фразах и моментах. Узнав о предмете детского интереса и поддержав его, вы заложите прочную основу для возникновения внутреннего мотива. Кто знает, какой его талант в дальнейшем ему пригодится.

Впрочем, бывают ситуации, когда родители «ошибаются» в способностях своего чада, пытаясь всеми правдами и неправдами сделать из гуманитария физика-ядерщика со всеми вытекающими отсюда олимпиадами. Вот уж в каком случае не обходится без принуждения и забывается о свободе детского выбора. Если ребенок постоянно твердит, что ему не нравится занятие, которым он занимается, то стоит выяснить – почему. Если и преподаватель хорошо относится, и сверстники позитивны, то вполне может оказаться, что родитель через ребенка пытается реализовать свои нераскрытые таланты. Здесь будет честнее, если взрослый поймет это и признает как факт, освободив сына или дочь от груза собственной трагедии.

Ценности и убеждения

Большим подспорьем для формирования мотивации у детей служат семейные ценности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок больше читал, а не просиживал днями напролет за планшетом, то перестаньте сами ежеминутно постить фотографии в Instagram и писать, «о чем вы думаете сейчас» в Facebook. Лучше окружите себя «живыми» книгами. В доме, где у взрослых отсутствует культура чтения, вряд ли будут читать дети. «Мне кажется, что общее образование, получаемое в школе, является абсолютно бесполезным, - приводит в своей книге Ю.Б. Гиппенрейтер воспоминания Айседоры Дункан. – Настоящее воспитание я получила в течение тех вечеров, когда мать играла нам Бетховена, Шумана, Шуберта, Моцарта, Шопена и читала вслух Шекспира, Китса или Бернса. Эти часы очаровывали нас».

Собственный опыт взрослых и их убеждения также помогают в мотивации детей. Одна родительница рассказывала мне, как формировала стимулы у своей дочери к учебе. «Я привожу примеры из своей жизни, где и как применяла то, чему научилась в школе, - говорит мама. – После моих рассказов дочь сама начинала фантазировать на изучаемую тему и, воодушевленная, садилась заниматься».

Что еще важно

Действуя по принципу нейрологических уровней, стоит учитывать возраст ребенка. К примеру, если речь идет о дошкольнике, то важно помнить, что его ведущий вид деятельности – игра, а значит, легче всего будет вызвать интерес к тому или иному делу, используя игровые элементы. Чаще всего это работает в повседневных делах и обязанностях. Мальчик охотнее будет переодеваться и мыть руки после прогулки, если взрослый сыграет с ним в «Привал путешественника»: «После долгого похода наступает время привала, и путешественник может вкусно поесть, но для этого ему надо вымыть руки». Здесь фантазия родителей не ограничена, игры подбираются исходя из контекста.

Однако когда вы устанете от театра, «уйдите» в творческий отпуск – лучше честно сказать дочери или сыну, что вы устали и не можете с ними поиграть, чем делать мину при плохой игре. Ребенок чувствует фальшь, а это только повредит мотивации.

Если лицедейство – не ваше призвание, можно ориентироваться на то, что в дошкольном возрасте у ребенка формируются такие качества, как инициативность и целеустремленность. И здесь родитель должен помочь в прояснении целей и в выстраивании действия по их достижению.

В начальной школе, в 7-12 лет, дети формируют такое качество характера, как компетентность. Поэтому на первый план должен выдвигаться успех ребенка в занятиях. От родителей требуется позитивная реакция на неуспех ребенка, то есть важно поддерживать его даже тогда, когда он потерпел неудачу. Ведь она может быть лишь временной. В подростковом возрасте родительская поддержка становится еще более актуальной, взрослому стоит перейти на сторону ребенка, проявлять уважение к его занятиям и обдуманно использовать критические оценки и замечания.

Чего нельзя делать

Порой, мотивируя ребенка к занятию, родители так «увлекаются» или настолько обессилены, что используют последний аргумент. «Все ребята это могут, а ты до сих пор не научился», - так примерно он звучит. Сравнивая ребенка с другими детьми, родители обесценивают и унижают его. В будущем эти сравнения могут дорого ему обойтись. Он или постоянно будет сравнивать себя с другими и безудержно стремится к перфекционизму, сметая все и всех на своем пути, или не достигнет ничего, потому что «успех – это для других, но не для меня».

Еще одна ошибка, которую допускают взрослые – пытаются мотивировать через чувство вины. «Я кое-как отпросилась у начальника, чтобы тебя привести на это рисование, а ты отказываешься туда идти», - можно услышать от мамы. Не старайтесь показать сыну или дочери, что они могут наслаждаться вашим обществом только потому, что идут на какое-то занятие. Делая это, вы формируете не мотив, а страх того, что если ребенок этого не сделает, то «маму не получит». Для него это самая большая опасность – быть изолированным от родителей. Помните это и будьте рядом со своими детьми без условий.

Марина Смовж, психолог-консультант


Похожие статьи