Назад в будущее

О пользе профилактики нарушений письма у детей

Нарушения письма и чтения у детей, к сожалению, не редкость. Сегодня мы поговорим об их профилактике. В частности, о предупреждении нарушений письма.

Вечер, все уставшие, но не побежденные. В углу комнаты стол, за ним сидит ребенок лет семи, согнувшись и почти положив голову на одну руку. Рядом мама, уставшая, но не готовая сдаться, в который раз объясняет ему, что он должен сделать.

Ребенок тяжело вздыхает, берет ручку, зажимает в кулаке и, водя носом по строчкам начинает писать каракули. Мама сердится все больше, начинает кричать, что это все никуда не годится, надо все заново переписывать, что он пишет, как курица лапой. Атмосфера накаляется. Ребенок плачет и снова пытается вывести стройные ряды букв, но все эти палочки, дуги, крючочки никак не хотят поддаваться и скачут по строчкам, как им заблагорассудится. Мама в отчаянии захлопывает тетрадь и дает ребенку учебник по чтению. Начинается очередная мука. Читает он медленно, проглатывая часть слова или гласные, или вообще называя слова, которых просто нет в тексте. И так изо дня в день.

Знакомо? Хотите этого избежать? Это вполне реально. В жизни мы не можем вернуться в прошлое, чтобы что-то исправить. А статья дает возможность путешествовать во времени, отправиться назад, в тот момент, где все только начинается, и изменить будущее на более радостное.

Профилактика нарушений письма и чтения начинается с раннего детства. Когда формируются предпосылки для развития этих сложных процессов. И именно тогда мы как раз можем повлиять на ход событий. Ведь от того, как мы их сформируем, зависит успешность ребенка при обучении в школе.

Итак, здесь и сейчас возможно все. Перемотка назад включена.

Тот же ребенок пятью годами ранее. Двухлетка активно изучает мир, осваивает новые пространства квартиры, постоянно в движении. Уже не осталось ни одного неисследованного им уголка. И родители решают подарить ему конструктор, пусть он хоть немного посидит спокойно...

Какой конструктор выбрать?

Чтобы ребенок научился манипуляциям с деталями именно кончиками пальцев ему нужно дать конструктор с крупными деталями. Давать сразу мелкие нельзя. Он не сможет соединить детальки именно кончиками пальцев, так как его мелкая моторика еще не настолько развита. Функция свернется, и это приведет к неправильному захвату ручки и карандаша. Сильному зажиму их и нажиму при письме. Поэтому уменьшать детали мы будем постепенно. При любых упражнениях и действиях, о которых мы с вами будем говорить и в следующих статьях важно соблюдать главное правило: «От простого к сложному». И всегда только так!

Мелкие движения пальцев необходимо развивать последовательно. И начинать формирование гибкости и координации движений пальцев с легкого массажа: вот несколько несложных упражнений, с помощью которых это реализуется.

1. «Сорока-ворона»:

Берем ладошку ребенка, поворачиваем к себе, проводим указательным пальцем по кругу, приговаривая: «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила». Дальше начинаем загибать ребенку пальчики по одному, начиная с мизинца, заканчивая большим пальцем: «Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала». Задерживаем большой пальчик: «Он в лес не ходил, дрова не рубил, воды не носил. Нет ему кашки!»

2. «Дай пальчику имя»:

Мы говорим ребенку: «Смотри, тебя зовут Саша (например). Это твое имя. А у каждого пальчика тоже есть имя». После чего массируем каждый пальчик от центра ладони к кончику круговыми движениями со средним нажимом, затем поглаживаем также от центра к кончикам, называя их, приглашая ребенка проговаривать название каждого. Повторяем 3-5 раз.

3. «Дружные пальчики»:

Если ребенок сам еще не может, то собираем пальчики в кулачки и зажимаем их своими руками, говоря: «Пальчики спрятались все вместе». Затем разворачиваем и встряхиваем ручками от кисти, чтоб снять все напряжение: «А теперь разбежались в разные стороны. Вот как они играют, наши дружные пальчики». Держать руки ребенка при последней манипуляции нужно выше запястий, чтоб случайно не вывихнуть. Повторить 3-5 раз. После этого можете переходить к любой другой игре или деятельности.

Анастасия Кадик, логопед, эксперт-практик по развитию речи


Похожие статьи

  • Справитесь своими силами или пора нанимать репетитора?

    Опять двойка? Иногда ученик может справиться собственными силами, ему лишь нужно немного чуткости и понимания родителей. Но в некоторых случаях без помощи репетитора не обойтись.

    Читать
  • Что выбрать: языковые курсы или репетитора?

    В какой форме ребенку лучше преподавать иностранный язык?

    Читать