Шкала ценностей: как научить ребенка учиться не ради оценок?

В вашем детстве родители ругали вас за плохие оценки? Меня, кажется, ни разу. Однако я все равно умудрялась искренне страдать, если получала тройку. Или, если большинство моих друзей получали пятерки, а я – четверку, тоже терзалась.

Зависимость от оценок кажется чем-то уже не имеющим к нам отношения, но часто она просто запрятана настолько глубоко, что мы изумляемся каждый раз, когда нас пронзает тот факт, что коллеги не восхитились нашими блестящими идеями, никто не лайкнул наш гениальный пост, а обожаемое чадо схлопотало очередную двойку. «Как же так?! – вопит уязвленное самолюбие, - Мне же плевать на оценки, это я так… для себя…». Но почему-то все равно обидно.

Даже если вы никогда не ругаете своего ребенка за плохие оценки, иногда нет-нет да и проскользнет мысль: «А почему, собственно, моей умнице за это три поставили? Или четыре?». Некоторые мамы даже из-за пятерки с минусом у ребенка могут огорчиться. Не будет давать покоя этот минус и все тут. Эта наша прошивка, унаследованная от родителей, а также от наших бабушек и дедушек, от нее не так-то просто отмахнуться, но мы в состоянии не передавать ее следующему поколению.

Ваш ребенок рыдает из-за очередной недостаточно хорошей отметки? А из-за высшего балла прыгает от радости? Может быть, больше смысла в том, чтобы он радовался тому, что сумел что-то сделать самостоятельно, что-то понял, узнал нечто любопытное и удивительное? Реально ли измерить поистине волшебный процесс получения знаний и то, что происходит с ребенком во время этого процесса, цифрами в электронном дневнике?

Разумеется, чем больше мама или папа зациклены на успеваемости ребенка, тем сильнее это будет влиять на него. Не обязательно таким образом, что он вскоре обгонит всех одноклассников и начнет побеждать на олимпиадах. Ребенок может так и остаться с низкими оценками. А самое обидное – он усвоит несколько токсичных вещей:

  • Такой как есть, я недостаточно хорош (сначала для мамы и папы, в дальнейшем это может быть перенесено на других значимых людей);
  • Чтобы меня любили (гордились мной или хотя бы не ругали), мне нужно получать высокие оценки;
  • Я должен учиться ради оценок, а не потому что это интересно и здорово;
  • Смысл учебы не в том, чтобы узнавать нечто новое, пробовать разные подходы, придумывать что-то свое, а в том, чтобы четко выполнять указания и получать за них высокие оценки.

А теперь давайте вспомним, как нам ставили в школе оценки. Далеко не всегда их ставили за знания. Иногда учитель мог просто быть не в духе и тогда оценка снижалась. Или учителю по каким-то причинам нужно было вытянуть ученика и, о чудо, можно было получить «отлично», толком ничего не выучив.

Выходит, мы ставим ребенка (его настроение, его естественную, пока еще не убитую, тягу к знаниям, его самоощущение) в зависимость от того, с какой ноги встал утром учитель или от того, что было в голове у авторов учебного пособия (а вы пробовали читать задания в учебниках для младшеклассников? Там иногда формулировки такие, что просто диву даешься. Чего стоит хотя бы облетевшее весь интернет «нарисуй мир глазами кузнечика»).

Я несколько раз с ужасом ловила себя на том, что вернувшись домой не в духе и обнаружив, что уроки у сына еще не сделаны, разражалась отвратительной лекцией на тему: «Если ты планируешь стать дворником…». После мне, конечно, было стыдно. Дети не должны быть заложниками нашего настроения. Они просто должны быть уверены, что домашние всегда на их стороне.

Кому нужны отличники?

Самое интересное, что даже если ребенок как будто бы берется за ум и начинает приносить из школы только пятерки, мы сначала радуемся, а потом вдруг вспоминаем, что почти все, чему нас учили в школе и многое, из-за чего пришлось попариться и потаскаться по пересдачам в институте, в сегодняшней жизни, в зарабатывании денег, в нашей творческой реализации пригодилось мало или даже не пригодилось совсем.

Биолог и нейролингвист Татьяна Черниговская часто рассказывает, что очень тщательно выбирает себе студентов и редко берет отличников. Почему? По ее словам, отличник вряд ли способен выйти за пределы общепринятых шаблонов, предложить смелое, действительно новое решение. Он может аккуратно и прилежно пройти путь, который уже прошли до него сотни и тысячи раз. Но какой в этом смысл для развития науки? Ни одно открытие не может быть совершено тем, кто слишком послушный, чтобы выйти за рамки.

Черниговская в своих выступлениях постоянно подчеркивает, как важно не пропускать действительно талантливых детей (а они обычно сидят не замеченные на последних партах и числятся троечниками): «Нужно разобраться, откуда у него двойки и тройки, почему, к примеру, он физику не воспринимает? Зачем ему эта физика? Может быть, он свою – новую – физику придумает…».

Знаменитый ученый Сергей Капица много говорил о том, что образование знания должно смениться образованием понимания, что учить нужно не только и не столько фактам, сколько пониманию.

Сегодня уже нет необходимости зазубривать тысячи фактов, они у любого школьника всегда под рукой – можно за секунду найти в смартфоне. А вот что с этой информацией делать и как к ней относиться – это уже другая история.

Почему бы не начать с того, что мы просто позволим нашим детям получать радость от учебы (насколько это возможно)? Давайте перестанем расстраиваться из-за их двоек и из-за пятерок с минусом? Давайте хвалить их за то, что они – это они, а не тихие, прилежные, ничем не выделяющиеся винтики в системе?

Замечали, что ребенок часто не знает, как делать задание и боится сделать его не так (не так, как требует учитель). «Сделай хоть как-нибудь! – говорю я своему сыну в таких случаях. - Пусть это будет неправильно, пусть это будет отличаться от того, как вам объясняли, сделай так, как ты понимаешь, сделай по-своему. Если сделаешь и получишь двойку, это не страшно. Хуже, если ты из страха не сделаешь совсем ничего».

Мария Иванникова


Похожие статьи

  • Уроки он-лайн: Skype всему голова

    Обучение он-лайн становится все более популярным, потому как такие уроки не уступают традиционным по качеству, а стоят в разы дешевле.

    Читать