Клеточный подход: готовимся к экзаменам

Экзамен - всегда праздник?

Подготовка к экзаменам едва ли не лучшая пора в жизни, согласны? Разве не любопытно проверить свои знания? Хотя для большинства учеников и их родителей - это стресс.

Вот, что интересно: те, кто на едином государственном экзамене (ЕГЭ) заработали высокие баллы, на первом году обучения в ВУЗах частенько показывают слабые результаты во время сессии.

Что же важнее, успешная сдача экзамена по конкретному предмету или устойчивое стремление к процессу самонаучения ?

Предлагаю обратиться к Психопедагогике Э. Стоунса. Изучение этой теоретической отрасли позволило мне глубже понять, как происходит процесс обучения.

Остановимся на блестящей «подсказке» системного вмешательства взрослого (репетитора, гувернантки, родителей) - это я почерпнула из работ советского исследователя П.Я.Гальперина, на которые ссылается Э.Стоун.

По результатам исследования отечественного ученого, процесс обучения состоит из умственных действий, которые формируются в несколько стадий:

  1. предварительное представление о действии;
  2. овладение действием с использованием предметов (учебников, энциклопедий и других учебных материалов);
  3. овладение действием на уровне речи.

Есть еще две стадии. Но они становятся важны, когда человек уже научился самообразовываться, саморазвиваться. А в нашем случае – речь идет о качественной помощи репетитора или родителя ребенку.

Рассмотрим, так ли сложно вложить в тесты ЕГЭ объем мышления и способности к распознаванию. Каждый пользователь этих тестов знает, что они ограничены квадратиками для заполнения и системой выбора ложного или правильного ответа.

Готовиться к тестам – значит овладевать правилами, понимать закономерности, выделять их в конкретных учебных вариантах использования.

А если на экзамене нужно будет написать сочинение? Здесь сложнее. Без вдохновения и личной позиции учащегося ничего не выйдет. Можно ли научить вдохновению? Можно ли научить личной позиции?

Я как-то была привлечена в качестве эксперта для исправления вот какой ситуации. Выпускница одной из московских школ, выбрав самый легкий вариант ЕГЭ, не справилась по русскому языку даже с этим вариантом. Причем, три месяца она занималась с репетитором-филологом. Оказалось, что прекрасный специалист по русскому языку не научил эту школьницу мыслить «квадратиками». При этом, как показали мои с ней тесты на правила русского языка, она неплохо их умела использовать: и под диктовку, и выражая собственные мысли. После подачи апелляции в экзаменационную комиссию она получила шанс сдать этот экзамен повторно. И сдала.

Оказывается, выполнение даже элементарных действий самим учеником в разы эффективнее любого объяснения репетитора. Главное – репетитор должен эти действия ученику предложить! Так ученик освобождается от прессинга. Например, мы с моей подопечной упражнялись не терять мысль ответа, отмечая в квадратиках тот или иной ответ. Она очень быстро научилась составлять тесты для меня, проверяя мою эрудицию.

В других случаях я создавала ошибочные выводы, а мои подопечные должны были «вывести меня на чистую воду». Мы брали и исторические даты, и правила русского языка, и многое другое. Все это происходило уже с учетом второй стадии.

На второй стадии ученик учится действовать с материалом (в моем случае подготовки к экзамену - с разными энциклопедиями, учебниками). Это помогает не абстрагироваться, а работать непосредственно сравнивая конкретные тексты, примеры, а не воображаемые действия. Такой подход шире, чем просто выделить правильный ответ из предлагаемых.

На третьей стадии ученик должен научиться правильно использовать учебные материалы. Мы учимся работать с любым текстом, выделяем способы изложения того или иного параграфа, универсалии терминов, простоту вопросов, данных в конце параграфа. Но это уже стадия, на которой появляется практическая сноровка к самообразованию, что значительно укрепляет учебную мотивацию и чувство уверенности.

Кстати, выявил эти стадии советский ученный в экспериментальных исследованиях с детьми начальной школы. Но, оказалось, эти стадии с точки психопедагогики, актуальны для любого возраста.

Таким образом, не суть сдачи предстоящего экзамена должна волновать ученика (или его родителей), а активное вовлечение в самообразование, самонаучение с помощью текстов, действий, примеров, которые мудрый репетитор умеет создавать и предлагать.

Я более чем уверена, «клеточный подход» в тестировании все же отживет. Вернули же право писать сочинения. А то как же без живой демонстрации мышления «выходить» из школы? Только на шаблонах, что ли?

Любовь Богомолова


Похожие статьи

  • Чего ждут от репетитора?

    Педагог, который монотонно пересказывает ученику что-то из школьных учебников, оставшихся с советских времен, имеет мало шансов на успех... Каким сегодня хотят видеть репетитора наниматели?

    Читать
  • Репетитор vs школьный учитель: занять правильную позицию

    От репетитора всегда ждут большего, чем от учителя в школе. Как оправдать ожидания нанимателей и обеспечить себе постоянный приток благодарных клиентов?

    Читать