Детский центр: взгляд изнутри

Почему-то родители, как показывает мой опыт изучения родительской мотивации, определяют детский центр как место, где, в первую очередь, ребенка научат общаться с другими детьми. Обычно этот вид мотивации охватывает родителей детей от одного года до трех. А далее родители определяют важность детского центра по тому, как будут его ребенка учить азбуке и счету. Да, вот еще вид мотивации после трех лет – обучение английскому языку.

Очень небольшой процент родителей выделяют цели комплексного и разностороннего развития своего ребенка. Мне это понятно. Талантливые педагоги дошкольного образования, если они не бывшие воспитатели дошкольных учреждений, специалисты узкой направленности. К примеру, только по пластике, по изобразительной деятельности, по танцевальному развитию, физической культуре или по исправлению дефектов речи.

Возможности у детских центров разные, в зависимости от наличия помещений, условий аренды, преподавательского состава и других факторов.

Но очень часто приходится наблюдать как в одну группу, ради прибыльности, собирают детей, которым до определенного времени требуется индивидуальный подход. Или, как я определяю, время для нейтрализации родительских неправильностей в воспитании ребенка.

Сегодня есть детские клубы, где объединились дошкольные психологи, владеющие коррекционными методами. И что же? Оказывается, не всякий психолог допустит на своем занятии родителя или его представителя: бабушку, иного родственника. Объясняют очень просто: взрослый смущает ребенка; при взрослом ребенок не так раскрепощен, как без него; ребенок постоянно оглядывается на своего родителя (бабушку, няню), отвлекается.

Но отметим еще и тот факт, что сотрудники детского клуба – молодые педагоги, у которых еще нет своих детей. Для них присутствие старших по возрасту – своеобразный психологический барьер.

И, тем не менее, детские клубы – очень важное альтернативное явление как для педагогов, так и, разумеется, для детей с родителями.

Альтернативное, потому, что по условиям организации отличаются от государственных детских садиков тем, что количество детей там может быть от трех до шести человек. В то время как в обычную садовскую группу сегодня умудряются зачислить до тридцати малышей!

Специалисты детского клуба очень стараются выдерживать индивидуальный подход к каждому ребенку и некоторые даже ведут дневники развития каждого маленького посетителя (там, где умеют это делать). Вместе с родителями устраивают праздники по любому поводу. И не только в честь дня рождения. Все это позволяет в детских клубах создать неформальные, живые, теплые отношения.

Мне, к примеру, пришлось работать в одном из детских клубов, где во всех аудиториях для занятий были установлены видеокамеры. Пусть там, на мониторе, в комнате для родителей и отсутствовал звук. Зато «картинка» позволяла видеть родителям последовательность ведения занятия специалистом. Единственной комнатой, где не было видеокамеры, в том клубе, была комната психологического контакта. Она располагалась в мини-столовой, к слову, очень современной и трансформируемой. А главное, до чего же там был хороший стол! Его можно было раскладывать в нескольких положениях.

Существуют сегодня детские клубы и на базе домов культуры и даже на базе детских библиотек. Чувствуете, какое разнообразие форм организации и методов?

Мне, например, нравится вести свой авторский детский клуб. Нравится быть авангардной, то есть разрабатывать и внедрять то, чего у других нет. Например, проводить занятия «цветик-семицветик», когда в течение 45 минут развиваются семь видов деятельности, объединенные одной темой. Я веду коррекционные занятия - по профилактике и гармонизации речевого развития, лечено-восстановительные занятия с гиперактивным ребенком, с дисфункциональным развитием мозга (минимальная мозговая дисфункция), а также занятия для всей семьи («театр книги», например).

Родителям я раздаю интерактивные листы сопровождения. Там они могут почитать о том, что можно и что нежелательно при их участии на занятиях в клубе.

Например, можно:

  • приходить со сменной обувью, чтобы поприсутствовать на занятиях с ребенком;
  • приносить игрушки, которые уже стали неинтересны ребенку в доме и оставлять их для других детей;
  • предлагать свой художественный репертуар для пения, чтения, обсуждения со специалистом.

Нежелательно:

  • сравнивать своего ребенка с другими детьми;
  • одергивать ребенка во время занятий;
  • расспрашивать ребенка сразу после занятия;
  • разговаривать с ребенком командным голосом.

Другой вид интерактивного информирования – план-конспект предстоящего занятия; виды домашних работ, предлагаемые по вариантам, по выбору и желанию самого родителя.

Особое место занимают группы «Вместе с мамой», родительский клуб.

«Вместе с мамой» - занятия, где родитель учится распознавать сигнальную детскую систему эмоционального поведения своего ребенка, в сравнение с другими, находящимися в этой же группе с родителями. Три мамы, каждая со своим ребенком, – вот уже комплексная, разновозрастная группа. Бывает, приходят папы. С папами очень любопытные занятия получаются!

Занятия родительского клуба организованы таким образом, что туда можно приходить всей семьей. Часто приходят бабушки и дедушки, иногда могут взять с собой младенца-грудничка. Каждому находится важное место в со-развитии.

Выбирая детский клуб, каждый родитель имеет возможность походить, поинтересоваться отличительными особенностями того или иного помещения, пообщаться с преподаватеями, оценить психологический комфорт.

Любовь Богомолова


Похожие статьи