Семь причин поменять репетитора

Это только в произведениях русских классиков незадачливых гувернеров прогоняли из семей потому, что в них влюблялись ученицы. В сегодняшней действительности влюбленность также не допустима, но это далеко не единственный повод задуматься о смене репетитора. Порой причины отнюдь не очевидны и выявляются лишь при интуитивном сканировании ситуации. Но родительская интуиция, как показывает практика, подводит редко.

Кто-то подумает, что наивно было бы полагаться на интуицию в таком важном вопросе, как обучение ребенка. И эта мысль будет напрасной, потому что интуиция – не что иное, как законсервированный опыт. Такая встроенная в наш мозг лакмусовая бумажка, которая говорит, что «что-то тут не то», а «вот это попробуйте». Впрочем, речь сейчас не об особенностях человеческого мышления, а о том, как вовремя отследить неэффективность занятий ребенка с репетитором. Поэтому, чтобы родительской интуиции было легче работать, мы собрали несколько примет того, что репетитору пора сказать: «Спасибо. Вы свободны».

Проектный подход

Очень часто нежелательная вариативность действий репетитора неосознанно закладывается родителями во время установления договоренностей. Наниматель понимает, что ребенку нужен дополнительный учитель, однако не всегда может четко сформулировать цели, которые необходимо достичь с его помощью. Когда заказчик говорит учителю, что «надо бы подтянуть предмет» или «неплохо было бы подготовить к экзамену», смысл послания размыт. Для репетитора, хотя и для родителя зачастую тоже. В такой ситуации он полностью доверяется педагогу и, по сути, не контролирует ситуацию.

Чтобы не пустить занятия на самотек, важно на первой же встрече ставить перед репетитором четкие желаемые результаты. Как только он перестал выполнять поставленные перед ним задачи и условия соглашения, его необходимо менять. К тому же часто репетитор должен восполнить определенный пробел знаний у ученика, например, «отточить» технику чтения по английскому языку или добиться понимания того, в какую степень надо возвести число «a», чтобы получить логарифм «b». Как только эти знания усвоены, необходимо браться за новый «гранит», и, не исключено, что с новым учителем-камнетесом.

Свобода творчества

Для того чтобы понять, подходит вам репетитор или нет, стоит протестировать его уже в учебном процессе. Присутствуя на уроке вместе с ребенком, вы можете не только проверить методику преподавания, но и понять, как учитель, в принципе, относится к креативным способностям ученика.

Иногда бывает так, что решить задачу можно разными способами, и лучше было бы, чтобы репетитор давал право на жизнь всем им, а не узурпировал учебное пространство в пользу одного, признаваемого только им, варианта. Впрочем, это не самое серьезное требование. Но если вас, как родителя, которого радует находчивость ребенка, это настораживает, то лучше посмотреть в сторону других педагогов.

Дай списать!

Бывают ситуации, когда ребенку требуется экстренная помощь. Например, в сжатые сроки необходимо подготовиться к экзамену или годовому тесту. После того, как подготовка проведена, родители вполне могут продолжить сотрудничество с репетитором. Но и во время проектной работы, каковой также является эта тренировка перед контрольным забегом, могут возникнуть ситуации, способные привести к расставанию. Ученик может попросить репетитора помочь в выполнении какой-либо промежуточной школьной контрольной работы. И если преподаватель соглашается, то родителям стоит задуматься – нужен ли такой учитель, который вместо того, чтобы научить, делает сам.

Поговори со мною

Родители ждут, что все 60 минут занятий с репетитором будут наполнены разговорами только о предмете изучения. И у них не возникает никаких сомнений в том, что так и есть. Но встречаются такие педагоги, которые любят растекаться мыслью по древу, причем мысль и древо совершенно не соответствуют друг другу.

Тут мамам и папам стоит вспомнить свои студенческие годы, ведь такой преподаватель, любитель разговоров ни о чем, был в жизни почти каждого из нас. Таких учителей может вывести из равновесия все, что угодно: «Вот вы сейчас, повернулись ко мне спиной, а знаете ли вы последствия такого поворота в римской истории, например?». И это будет еще не самый тяжелый случай, при условии, что вещает преподаватель кафедры истории древнего мира. Так что если из разговора с ребенком вы понимаете, что не косинусы и синусы были предметом репетиции, а пропускная способность московского метро, можно подыскивать нового педагога.

Все под контролем

Излишняя разговорчивость репетитора не по теме естественным образом может привести к тому, что учащийся будет контролировать процесс, а не учитель. Между тем, контроль – это обязанность репетитора. И этот контроль распространяется не только на то время, которое учитель и учащийся проводят вместе, но и на период, когда они далеко друг от друга.

Репетитор должен следить за тем, как выполняются его требования. Если на первых порах обе стороны стараются держать баланс, то позже внимание учителя может ослабевать, и он перестает держать руку на пульсе. Для ученика это сигнал о том, что он может расслабиться. Вышедшую из-под контроля ситуацию потом исправить очень сложно. Так что, если ваше чадо почему-то перестало уделять время изучаемому предмету, необходимо обсудить это с репетитором. С настоящим, или с будущим.

Я не приду

Интерес к репетируемому предмету поддерживается с трех сторон – со стороны родителей, со стороны ребенка и со стороны учителя. Однако если какая-то из трех сторон всяческим образом ищет повод для переноса занятий, и делает это не в экстренных случаях, а весьма часто, то это явный признак нездоровья в отношениях. При этом неважно, кто выступает инициатором отмены или переноса занятий. Он старается их избежать, а, значит, ему они чем-то неприятны или неинтересны. Если частые отмены происходят по инициативе репетитора, то он явно не хочет тратить время на вашего ребенка. Если же отказ от встречи идет с вашей стороны, то стоит понять, почему вы стремитесь к тому, чтобы ребенок пропустил урок. Иногда открытие этих внутренних мотивов помогает сэкономить время и значительные суммы денег.

Это мой ребенок

Родителям стоит почаще прислушиваться к себе. Так получается, что чем дальше во времени от момента рождения ребенка и его младенчества отстоят мамы и папы, тем меньше они вспоминают простую истину: «Никто не знает вашего ребенка лучше вас». Некоторые из них склонны поддаваться воздействую всезнающих учителей, без сомнения доверяя их оценкам ребенка. Безусловно, поддержание контакта с преподавателем важно, но также имеет существенное значение и собственное восприятия сына или дочери. Это поможет вам мотивировать ребенка к проявлению его способностей и талантов в случаях, когда педагог демонстрирует обратное. Ваши усилия окупятся сторицей, когда ребенок продолжит свои занятия. Правда, уже с другим носителем знаний.

Марина Смовж


Похожие статьи

  • Как убедиться в том, что вы правильно выбрали репетитора?

    Ваш ребенок занимается с репетитором уже четвертый месяц, а результата все нет? Пора задуматься, подходит ли вам такой преподаватель.

    Читать
  • Как убедить ребенка заниматься летом?

    Вы хотите, чтобы ребенок занимался с репетитором летом? А чадо жалуется, ноет и всячески выражает недовольство... Не спешите ругаться и обвинять его в лени.

    Читать