Экзамены: как правильно настроиться ученикам и их родителям?

Поговорим о том, как правильно вести себя ученику и его любящим родителям в ситуации экзамена.

Любой экзамен – это стресс. Он может носить как положительный характер, так и деструктивный (разрушительный). Положительный стресс полезен и даже необходим для личного развития. Деструктивный же стресс травмирует психику.

При этом одна и та же ситуация может быть вполне нормальной и даже полезной для одного человека и резко негативной, невыносимой для другого. Ведь все мы разные и по-разному реагируем на стресс. Реакция зависит от наличия достаточного количества психологических ресурсов, эмоциональной поддержки, навыков совладания с трудной ситуацией.

Лучше разобраться в ситуации вам поможет знание основных составляющих стресса при экзамене и основных признаков деструктивного стресса.

Составляющие стресса при экзамене:

  • Неопределенность конкретного результата и будущего в целом. «Что со мной будет?», «как это повлияет на мою жизнь?», «смогу ли я?». И также зачастую неопределенность собственных мотивов – «чего я хочу, зачем я сдаю экзамен?», «чтобы просто сдать?» или «это действительно важно для моего будущего?».
  • Угрозы самооценке – внешние: соревнование с другими, «лучше я или хуже, чем они?». Ответственность перед обществом и перед собой. «Как меня видят другие – родители, учителя, одноклассники, друзья и т.д.?». И внутренние – «я справлюсь?», «я могу?», «умею ли я преодолевать трудности?».
  • Интеллектуальный и физический вызов –«обладаю ли я необходимыми навыками?», «умею ли я учиться, собирать и удерживать большие объемы информации?».
  • Сложные чувства: «я боюсь, как преодолеть страх?», «будут ли меня также любить, если я ошибусь/ не сдам экзамен?», «я могу подвести близких, чувствую, что должен сдать, и одновременно злюсь, обижаюсь», «я не могу сказать о том, что я чувствую».

Когда стресс деструктивный...

То, что ребенок (или подросток) не справляется со стрессом, вы можете заметить по таким вот признакам:

  • Негативные физические проявления (усиливаются головные боли, появляется «медвежья болезнь», нервные тики, истерические реакции и т. д.).
  • Потеря мотивации к учебе, безразличие.
  • Парализующая действия тревога.
  • Реакции ухода – появляется зависимое поведение (компьютерные игры, алкоголь, «плохие» компании и т. д.), могут быть даже попытки побега из дома.
  • Усиливаются конфликты в семье, в школе, с друзьями.
  • Ребенок замыкается в себе.
  • Не знает, чего хочет, плывет по течению, не пытается контролировать ситуацию.

Рекомендации родителям:

  • Общаться с ребенком, строить отношения, чтобы быть в контакте с его чувствами. Поддерживать теплую эмоциональную связь.
  • Дать понять, что независимо от результата экзамена вы его все равно любите, но прояснить ответственность и возможные последствия для него. Важнее любых экзаменов отношения с родителями. Именно они определяют будущее ребенка на годы вперед.
  • Предлагать помощь, диалог, особенно, если замечаете, что ребенок не справляется со стрессом. Но помогать, только если попросит помощи. Не навязываться. Доверять ему. Ни в коем случае не делать все за него.
  • Успокоиться самим, быть уверенными, что ситуация разрешится положительным образом.

Что можно посоветовать ученикам?

  • Определиться со своей мотивацией и целями, «чего я хочу»?
  • Обсудить свои цели с родителями, достичь договоренности, заручиться их поддержкой.
  • Готовиться к экзамену заранее, планировать и распределять нагрузки.
  • Экзамен оценивает лишь знания. Он не оценивает личность, характер. Придерживаться позиции – «я как личность хороший, независимо от оценки».
  • Спланировать свои действия на случай возможной неудачи. Это снизит тревогу.

Согласно моему опыту практической работы, неудачи на экзаменах в последующем вспоминаются меньше всего, намного важнее эмоциональная связь с родителями, их поддержка, доверие и любовь.

Денис Зубов, семейный психотерапевт, руководитель проекта "Открывая возможности"


Похожие статьи

  • Уроки он-лайн: Skype всему голова

    Обучение он-лайн становится все более популярным, потому как такие уроки не уступают традиционным по качеству, а стоят в разы дешевле.

    Читать
  • Как поддержать ребенка в начале учебного года?

    Если ваш ребенок никак не может войти в учебный ритм, испытывает страх перед школой, отлынивает от выполнения заданий, это значит, что ему нужна ваша помощь и поддержка.

    Читать