Я не вру, а фантазирую!

Все родители, воспитатели, няни замечают, что уже в дошкольном и даже в преддошкольном возрасте ребенок сочиняет.

Кто-то может назвать это враньем. Кто-то - фантазиями. Я предлагаю выделить этот вид использования ребенком интеллекта как творческое смышление. Рассмотрим пару забавных историй из жизни одного ребенка. Мне приходилось с ним неоднократно самовоспитываться. Обратите внимание на ситуацию неожиданного смышления малыша. Он видел то, что взрослый даже и не мог себе представить.

Кое-что о зеленых крокодильчиках

Не успел Вадим с папой переступить порог моей квартиры, как тут же радостно сообщил:

- А я, нянь Люб, видел сейчас крокодильчика!

- Это как? Где? – от неожиданности по-детски спрашиваю его.

- А вот так! Где большие рыбки плавают…

- Может, там еще и дельфины плавают, и акулы?

- Да нет, он там один, такой маленький, маленький…

- Не пойму, вы с папой в зоопарк ездили?

- Нет! Ну ты не понимаешь, такого маленького, ну, как вот я сам. Видишь? В зелененькой курточке! - и показывает на себя.

Действительно Вадим пришел в яркой, светло-зеленой куртке.

Получается, что я в глазах малыша непонятлива, как ребенок. Вот так - молодо, да не зелено. Получила урок от 3-х летнего Вадима.

Обратилась к его папе за пояснением. Оказывается, они ездили в магазин «Автозапчасти». И там небольшой зоологический уголок сделали для посетителей. Там действительно был живой маленький крокодильчик, о котором так возбужденно Вадим мне рассказал.

Следующая история о самоутверждении подрастающего мальчика. Я считаю, что важно поддержать такое самоутверждение, а вовсе не доказывать, что все это он выдумал, что все это неправда.

Как-то сидим на кухне. Я на металлической терке яблоко и тыкву тру. Вадим фантики вырезает. Подпевает мне слова песенки «Облака», которую я мурлычу вроде бы себе под нос. Мурлыкание мое закончилось.

- Нянь Люб, а хочешь, я тебе историю расскажу?

Такое предложение я впервые слышу от малыша.

- Хочу, - просто отвечаю я.

- Когда я выходил из садика, видел, как дядя забрал Егорку. Они с ним стояли. Мимо них стала проходить тетя какая-то. Дядя взял и чем-то уколол тетю. А я как выбегу страшно на него. Он меня испугался и убежал.

- Здорово! Только я не поняла, куда это Егорка-то делся?

- А… он тоже убежал.

- Так-так, а дядя – это папа Егорки что ли был?

- Ну да.

- А как же ты его так сумел напугать? Он такой большой и тебя вдруг испугался?

- Как-как, да вот так! - парировал малыш и показал на своем лбу пальчиками рожки.

От такой неожиданности я тереть перестала, потому что чуть не саданула пальцем по металлическим отверстиям терки.

- Ну ты и молодец, Вадим! - восхищенно воскликнула я.

Ребенку нужно высказываться, выражать свои впечатления от окружающего мира. Тут материалом могут стать не только читаемые ему сказки, но и впечатления от обычной повседневной жизни, которая только взрослым порой кажется скучной, а для ребенка всегда - приключение!

Искренний восторг взрослого, а не осуждение за вымысел – вот что должно подкреплять мыслительные волнения малыша.

Хотите помочь ребенку в развитии самостоятельной речи? Тогда вот подсказки для вас:

  • Не спорьте с ребенком, если он решил вам что-то рассказать. Наблюдайте за его воодушевлением и воодушевляйтесь сами!
  • Задавайте уточняющие вопросы, чтобы ребенок мог пояснять, даже если для этого и дальше придется фантазировать.
  • Не ищите правды-матки в детской свободной речевой экспрессии. Помогайте малышу в его досочинениях. Ваша помощь так нужна для неожиданных для него самого выводов!
  • Научитесь у ребенка непосредственности воображения и пересказа. Не прекращайте процесс со-развития! Это того стоит.

Любовь Богомолова


Похожие статьи