Маленький мастер манипуляции

- Я принес для вас подарок! – встретил меня восторженно мой маленький сосед Илюша.

- О, подарок! Что же там такое любопытное? – живо интересуюсь я.

Он из-за спины протягивает мне две красные пластмассовые ракетки, из своих джинсиков достает такой же красный пластмассовый шарик.

– Вот, будем играть!

В дверь заглянула его бабушка Таня.

– Бабуля, бабуля, видишь, я подарил тете Любе наши ракетки. Они же все равно сломанные, не выбрасывать же! Ты же сама говорила!

- Отличная идея, - невозмутимо комментирую такое откровение. У меня как раз тут супер-клей лежит в ящичке. Давай вместе эти ракетки и заклеим. Попробуем сделать их как новенькие.

Илюша с удовольствием смотрел на преображение ракеток. Но когда я решила ему ракетки возвратить, с достоинством заявил:

- Нет, это подарок. Приедет Вадим, мы с ним будем играть.

Вадим – мой внук. Ему, как и Илюше пять лет. Его ко мне привозят очень редко. Там другая бабушка методист детского сада. Им ее хватает.

Недавно с бабушкой Таней встретились на улице, разговорились. Оказалось, что ее сын, папа Илюши уже как три месяца назад развелся c мамой Илюши. И теперь в квартире постоянно проживает вместе с ними бабушка Таня. Раз в неделю, по договоренности между бывшими супругами, Илюшу забирает та другая бабушка. А тут после последнего посещения, как рассказывает Таня, Илюша радостный рассказал ей следующее:

- Знаешь бабуля, я у той бабушке так баловался, так хулиганил… А она, представляешь, ни разу на меня даже не заругалась… А я все думал, ну когда же она меня накажет?!

Лично я на ее месте обязательно поговорила бы с той бабушкой. Развод-разводом. А воспитание ребенка все же должно быть согласованным!

Ладно, всех бабушек вниманием не охватить. Но кое о чем рассказать хочется.

Ребенку нужно учиться использовать взрослого для своих целей!

Это не парадокс. Это правда. Просто мы эту естественную зависимость не замечаем. Но постоянно, не спрашивая об этом мнения ребенка, лет до десяти оказываем ему всевозможные услуги: кормим, купаем, укачиваем, гуляем, развлекаем, развиваем, успокаиваем. Когда же наша помощь оборачивается нам вредностями или чаянным и нечаянным манипулированием? Когда вдруг мы начинаем видеть то, что называем манипуляцией?

К примеру, малыш напомнил папе о том, что тот ему обещал. Допустим, купить экскаватор с поднимающимся ковшиком. Ну и пусть, что это было папой сказано неделю или две тому назад. Но ребенок-то помнил и даже самоотверженно старался не просить мороженое, когда из детского сада домой с няней шел! А папа взял и забыл о своем обещании.

Я тут на стороне ребенка. Уж если ты, взрослый, сказал – выполни то, что обещал. И не надо считать своего сынишку манипулятором!

Предлагаю манипуляцией называть конкретную поведенческую реакцию ребенка на изучение того или иного свойства в поведении своего близкого.

Действительно, почему на то или иное событие мама реагирует так, а папа иначе? Почему одна бабушка разрешает то, что другая запрещает? Почему воспитательница Мишу за то, что он не желает убирать игрушки, наказывает и не разрешает смотреть мультики, а вот Дашу не наказывает? А она тоже посудку детскую по всем углам в группе разложила...

Как научить ребенка не манипулировать, а взаимодействовать?

  1. Внятно разъяснять, подбирая слова и примеры конкретные, для конкретного ребенка. («Знаешь, Дима, эту игрушку мы отнесем обратно в песочницу. Не ты ее там оставил, не тебе ее уносить домой!»)
  2. Разделять свою оценку поступков и личную оценку ребенка («Оля, так себя интересные девочки не ведут. Они не плачут, когда ножки нужно беречь. Поэтому сегодня наденем не туфельки, а сапожки».
  3. Предупреждать ребенка о том, что вами не приветствуется, а что запрещается. («Кофе пить, конечно, можно взрослым. Но растущим детям лучше пить с какао с молоком». Или «Нет, газировку я не покупаю. Лимонад не предлагаю. Что же, Славик, для тебя, запретить желаю я?» и пусть ребенок сам дополнит предложенную рифму!
  4. Демонстрировать нужные события своим примером. Допустим: обращения, порицания, или обещания («Придется сказать этому мальчику, что так себя в автобусе вести не следует» Или «Заключим джентльменское соглашение: ты, сынок, свои ботиночки помоешь, а потом руки помоешь, а я пока приготовлю тебе сюрприз». И действительно обязательно приготовьте сюрприз: например, поделку-загадку из спичек или палочек.

Не желаете, чтобы маленький манипулятор постепенно вырос в большого? Учите его распознавать  и его и ваши состояния и эмоции. Учитесь распознавать  детские хитрости, вами же нечаянно сформированные.

Любовь Богомолова


Похожие статьи

  • Ура! У нас будет новенький. Часть 2

    Прибавление в семье - событие радостное и волнительное. Наш эксперт дает советы родителям, как мягко и бережно подготовить старшего ребенка к грядущим переменам.

    Читать
  • Странности родительской любви: спокойствие айсберга

    Как правильно реагировать на агрессивное поведение ребенка? Разбираемся в педагогических тонкостях.

    Читать
  • Как воспитать в ребенке самостоятельность?

    Пока родители горят на работе, малыш растет и развивается в основном под присмотром няни. Воспитывать в нем самостоятельность приходится ей. Как наладить этот сложный и интересный процесс?

    Читать