Если «училка достала»…

Немного о стадиях развития каждого из нас

На протяжении всего периода роста и саморазвития ребенка понимание «стадиального» развития (прошу не путать со словом «стадный») становится важным ориентиром в подборе методов лечебно-восстановительного обучения и восстановления мотивации.

Каждая стадия развития ребенка подготавливается предыдущей стадией. И очень важно психологически адекватное сопровождение взрослого, создание благоприятной среды: поддержки, помощи, безопасной встречи с новизной.

В какой мере родители должны принимать участие в саморазвитии ребенка? Как влияют другие люди, окружающие его (например, гувернантка или репетитор)?

С точки зрения нейропсихологии, качество образования того или иного навыка в жизни ребенка определяется стадиальностью - естественной последовательностью. А этих навыков всего несколько: зрительный, слуховой, осязательный, телесно-пластический (кинетический). А далее, по мере их созревания, развития, автоматизма, эти навыки начинают взаимодействовать. Чаще на бессознательном уровне, вне вашего участия в жизни ребенка (подростка, человека взрослеющего).

Лично мне, как специалисту восстановительных практик психической позитивной устойчивости, опыт наблюдения и понимание важности стадиальности саморазвития ребенка помогает. И вот каким образом: я сразу взаимодействую с учеником на основе его естественной, врожденной пытливости ума.

А если эта пытливость по каким-то причинам стала менее заметной, обернулась неуспеваемостью в школе, отсутствием желания вообще что-либо учить, это не значит, что это важное жизненное свойство, природой нам данное, отсутствует вообще.

Обратимся к практике.

Характерная ситуация

Ваня вообще перестал делать домашние задания, пока кто-либо из взрослых рядом с ним не садился для приготовления уроков. Папа, будучи психологом, был однажды у меня на мастер-классе и пригласил меня в качестве репетитора посетить их семью.

Ваня особого восторга от визита новой «тёти» не испытал. Он продолжал конструировать свою пластмассовую подводную лодку.

- Вань, у нас гость, подойди, поздоровайся, - обращает его внимание мама.

- Ага, - отвечает сын, не трогаясь с места, - Здравствуйте, - не реагируя на просьбу подойти, отвечает подросток. Ему 12 лет. Он увлечен начатой работой!

Подхожу к нему и вместе с ним начинаю рассматривать следующую последовательность в его склеивании деталей этой подводной лодки.

Это не моя и не подростка «бесцеремонность», а нормальная самоорганизация начатой последовательности – иными словами – стадия, на которой мальчику само-интересно.

Итак, меня попросили «посмотреть» ребенка, который, по словам родителей, с большим трудом садился за уроки. Я должна была определить «слабые места в трудном характере», по выражению папы-психолога.

Сила партнерства

Разумеется, мы с Иваном доделали подводную лодку. И, наконец-то, обратились к вопросам, волнующим его родителей.

Кстати, обращение к моему подопечному «Иван» вместо «Ваня» оказало удивительное воздействие! Для меня на тот момент он был деловым партнером в нашем совместном творчестве, а не ребенком (и уж, тем более, не трудным ребенком!). И обращением этот факт можно прекрасно подчеркнуть.

Да, некоторое безразличие к выполнению домашних заданий присутствовало со стороны Ивана. Но учиться-то он умел! Просто, по выражению его, «училка по литературе достала»…

Как ни странно, но открыв его учебник по литературе, и начав читать ему стихи, поняла, что многие он узнает из отрывков – то есть читает на самом-то деле много! Получилась у нас интеллектуальная викторина. Как же родителю или репетитору добиться успеха, не замучив ребенка понуканием?

Рекомендации родителям и репетиторам:

  1. Обращайте внимание на тот момент, который притягивает внимание ребенка и пробуждает в нем способность к самоорганизации: без ваших напоминаний и требований.
  2. «Уравняйтесь» в общности интересов, чтобы понять готовность ребенка к завершению его стадии интереса. Прежде чем предложить ребенку смену вида его деятельности: от игры к выполнению вашего поручения или домашнего задания, важно вместе «доиграть» завершающий эпизод и проявить интерес к тому, чем занят, увлечен ваш ребенок.
  3. Обращайте внимание на естественное постепенное утомление зрительного рефлекса и моторного. Как бы не был увлечен ребенок, но так же, как и у взрослого, у него происходит утомление. Это выражается в рассогласовании между зрительной реакцией и мелко-ручной моторикой. Обратитесь к двигательной активности, сделайте с ребенком небольшую зарядку, проведите подвижную игру, расскажите что-нибудь отвлекающее, веселое, спойте вместе. Смена деятельности – лучший отдых!
  4. Это взаимодействие в данном примере, началось с моей стороны, как специалиста, с подкрепления устойчивого интереса подростка, а не с резкого прерывания, как привыкли делать родители.

Вспомните, дорогой читатель, иногда дверца шкафа легко открывается, если ее надавить вовнутрь, вместо того, чтобы постоянно дергать за ручку, раздражаясь на ее «неповиновение».

Вот и в рассмотренном эпизоде мое взаимодействие с ребенком, вопреки привычной установке родителей, началось не с резкого обрывания игры мальчика, а с искреннего внимания к его занятию и желания поучаствовать. Ключ именно в этом!

Любовь Богомолова


Похожие статьи

  • Что делать, если ребенок не хочет в школу?

    Как правильно вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?

    Читать