Что делать, если малыш устраивает истерики?

В детском развивающем центре в группу пришла новенькая девочка. Ее, как и меня, зовут Любой. Любе два с половиной года. Неплохо разговаривает.

Только все дети с мамами встали в танцевальный круг, как последовал истошный вопль, будто сирена включилась у этой Любочки.

Вытолкнула она свою маму из круга. Остальные разучивали простейшие движения хоровода «шла уточка». Я предложила детям ручками прыгалок как ударным инструментом отбивать ритм. Снова – вопль сирены. Попросила маму присесть рядом с дочкой и посмотреть, как ловко получается у других детей.

Спрашиваю маму:

- Как часто наблюдается такой сигнал несогласия и непонимания у Любы?

– Постоянно, - отвечает мама.

- Что вы делаете, чтобы изменить такое нездоровое реагирование девочки?

– Терплю.

Предложила маме и Любочке коррекционные занятия.

– А зачем? Она же все умеет делать и уже хорошо говорит, - последовал невозмутимый ответ.

- Но такое поведение Любы – это стресс для других детей в группе, это проявление звуковой агрессии и недоверия к ним. Почему они должны страдать?

И тем не менее, через несколько минут Любочка уже увлеченно занималась лепкой за столом. Да и у мамы было отличное творческое воображение.

Когда занятие закончилось, все ушли одеваться. А Люба с мамой остались долепливать смешариков. Я предложила им взять сделанные фигурки и дома доделать, так как время аренды зала уже десять минут назад закончилось. И тут снова – вопль сирены, так как девочка не желала уходить, ей хотелось и дальше лепить с мамой.

В итоге, они оставили поделки на столе. Ушли со звуком сирены.

Еще раз предложила маме прийти с Любой на коррекционное индивидуальное занятие. Почему все в детском центре должны страдать от такого эмоционального реагирования девочки? Есть интересные методы нейтрализации ошибочных стереотипов детского поведения. Мама сказала, что подумает. И думает до сих пор.

Вопли «сирены»

Разъяснения для мам

  1. Сигнальная система «вопль» образуется у детей до года. Когда взрослые не прибегают к разъяснительному повторению, этот младенческий вопль со временем преобразуется в настоящую «сирену». Этот вид звуковой сигнальной системы у ребенка формируется из-за неправильных поведенческих реакций родителей.
  2. Формируется этот неправильный рефлекс-сигнал как звуковой информатор при суетливых и невротичных реакциях мамы (папы, бабушки или того, кто первым спешит к ребенку) в первые месяцы развития.
  3. Далее рефлекс закрепляется при торопливой и раздраженной речи взрослого, не умеющего в спокойной форме разъяснять и менять темп своей речи.
  4. Первые звуки подобного рода (плач, переходящий в ор) – сигнал о неудобствах, непонятных для младенца. В этот период важно нежными, осторожными прикосновениями очень спокойно выявить причину.
  5. Годы идут, малыш подрастает, а рефлекс никуда не уходит. Нередко родители спешат сделать что угодно, лишь бы прекратить эксцентричное поведение ребенка. Вне объяснений, вне спокойных разъяснений. По принципу – лишь бы не орал.
  6. Подобное поведение орущего сиреной ребенка – манипуляция родителями.

Что делать, если «сирена» сработала, а психолога рядом нет?

Вообще причина резкой смены в настроении ребенка - его неподготовленность к прогулке или посещению того или иного общественного места. Говорящего или только начинающего говорить малыша не предупредили о том, что его ждет, не договорились о том, что там, в новом месте, будет происходить.

Если ваша «сирена» включилась в самый неподходящий момент

  • Есть отличный метод «отвлекающая задача». Суть его в том, чтобы эмоционально более ярко отвлечь ребенка - либо предметом из кармана, либо репликой: «Ой, посмотри, кто к нам идет!».
  • Как правило, ор провоцируют сами родители, резко поменяв направление, дернув ребенка, не удосужившись мягко переключить его внимание на последующие совместные действия. Такие родители своей резкостью и необдуманностью мешают ребенку в его созерцании. Попробуйте сесть на корточки перед ребенком, чтобы глаза в глаза малыш увидел доброе выражение взрослого. Или поднимите кроху на руки, чтобы также глаза в глаза успокоить или дать почувствовать ребенку, что вы его понимаете.
  • Есть метод «отсроченной задачи», когда мы ребенку предлагаем в следующий раз или «когда немножко подрастем», сделать то, что в данный момент стало причиной ора.
  • Есть еще и такое позитивное выражение как «Ой, ой, ой! Как это некрасиво» или «Стоп. Красивые девочки (мальчики) так себя не ведут».

Любовь Богомолова


Похожие статьи